Множество психологически напряжённых моментов гарантировано, хотя нам и не раскроют всю подноготную классовых боёв современных боливийцев с международными корпорациями.
Группа прижимистых испаноязычных кинематографистов понадеялась за копейки снять в боливийском захолустье фильм о порабощении Колумбом острова Эспаньола (Гаити) и о первом католическом священнике, который решился выступить против насилия над индейцами. Набрали колоритную массовку, выбрали местного скандалиста-работягу Даниэля на роль гаитянского вождя, приступили к съёмкам. Всё шло отлично, шедевр гарантирован. Условно-либеральный режиссёр-фанатик Себастьян предвкушал успех, условно-гиперпрактичный продюсер-циник Коста не уставал оглашать дивные суммы сэкономленных денег, мир сиял, птички пели, массовка пыхтела от усердия.
Актёры из местных с большим интересом прислушивались к репликам персонажей-испанцев, лица парней из массовки суровели, взгляды тяжелели, на челах задумчивость, вон оно как всё было на Гаити, оказывается, и чем-то это должно закончиться. В их посёлке Качабамба только что перекрыли общественный колодец, потому что питающая его река приватизирована по рекомендациям МВФ и за пользование водой нужно платить иностранной компании-владельцу. Назревает стачка, а там и до уличных боёв недалеко.
События 1490-х и 2000-х не только удачно рифмуются, но и отзываются рефреном во взаимоотношениях внутри самого малоспаянного временного кинематографического коллектива. Такое двойное отзеркаливание держит зрителя в тонусе и вообще радует.
Хотела написать, что от финала ожидала большего. Но призадумалась (а сыр в уме держала). Тот финал, какого мне сперва хотелось, означал бы победу католической версии истории зверств, поддержание мифа об истинно христианском интеллектуале, который оперативно и бескомпромиссно обличил забывших страх божий негодяев. Но смысл классовых боёв ведь не в том, чтоб обличить плохих парней, а в том, чтоб защитить хороших. Или, как сказал бы Лев Толстой, дело не в том, завибрирует ли Пьер Безухов, а в том, правильно ли сработает дубина народного гнева. То есть, финал у фильма, вроде, по фэншую, без пропагандистских перегибов.
В главных ролях маститые Гаэль Гарсиа Берналь и Луис Тосар...
...которым ничуть не уступил фактурный дебютант Хуан Карлос Адуриви.