Пересмотрела "Горячий снег" 1972 года. В детстве как ни покажут по телеку, всякий раз слезами заливалась, а сейчас ничего, спокойно прошло. Тогда без задней мысли взялась за якутскую военную драму "Журавли над Ильменем". И очень зря взялась: обрыдалась вся как есть.
Поэтическое, трагическое кино, без монументальности, с детализацией этнической специфики. В феврале 1943 года бригала, сформированная из жителей Якутии, проходила строевую подготовку ...а в это время советская власть измывалась над их семьями, принудив к каторжным работам под видом освобождения от уплаты налогов.
23 февраля необстрелянных мужиков на лыжах отправили штурмовать ту сторону Ильмень-озера, а огневого прикрытия не дали. Лыжники против бомбардировщиков, самое оно для славы полководцев, чтоб их всех. Немцы отвели душу в память о неудаче своих предков на Чудском озере, а потом постреляли всех, кто не утоп. Снято красиво-элегически, мифопоэтически, апокалиптически, на подсветке и пиротехнике... как люди в расколотом льду в хрустально-прозрачной ледяной воде тонут. Ох.
Понятно, Великая Отечественная вся из такого позора состоит, и трагический эпизод на озере Ильмень далеко не единственный. Поэтому в просмотре военных драм беру большой тайм-аут. На всю правду о войне никаких нервов не хватит.
Наутро прошли немцы и неторопливо, контрольными очередями добили раненых и оглушённых.
Спасся только главный герой. Отсиживаясь на лесной опушке, он наблюдал за работой карательной команды.
Нервов у него не хватило, прицелился и...
...и вот с такого расстояния якутский охотник-промысловик с замёрзшими руками может с первого выстрела попасть прямо в лоб немецкому офицеру.
На Ильмене доблестное командование одним чохом положило семь сотен этих снайперов. Вопрос "какого чёрта?" якутские кинематографисты в открытую не поставили, тактичны до последнего. Но всё и так видно, ясно, понятно.