Самурайный шестиструн

Oct 06, 2008 21:08

Шестиструнный самурай = Six-String Samurai: Условно-пародийный фэнтези-боевик.
США, 1998. Реж. Лэнс Манджиа.
Саундтрек эмигрантской группы "Красные Элвисы" (состав 1998г. - Олег Бернов, Игорь Юзов, Женя Колыханов), использованы русские народные и советские популярные мелодии и песни.
В ролях: Джефри Фэлкон (гитарист Бадди), Джастин Макгуайер (пацан Кид). Продолжительность 91 мин.
Награды фестиваля Slamdance за лучший монтаж и операторскую работу.
Давно в прошлом остался 1957 год - год ядерной катастрофы. От всей Америки остался только один прекрасный оплот цивилизации - Лост-Вегас, где только что умер король Элвис. Теперь даже самые дикие обитатели пустынных уголков погибшей страны идут в столицу, где самый лучший музыкант станет новым королём.
Никому из них не дано дойти живым. Конкурентов убивают на этом пути, а пробившихся вперёд встречает обносившийся, но не потерявший боевого духа полк советской армии...
Никому из них не дано сравниться с очкариком-одиночкой Бадди, бредущим в Лост-Вегас в компании настоящей рок-н-ролльной гитары и самурайского меча. И тем, и другим он умеет пользоваться в совершенстве... вот только деть бы куда-нибудь прибившегося немого сироту...

О саундтреке, прославившем "Красных Элвисов"
Видимо, не хвалит музыкальное оформление фильма только ленивый. Поэтому позволю себе побурчать в кулачок.
Саундтрек хорош, чертовски хорош, а для русского уха - вообще нирвана.
Вот только "Догорай, гори моя лучина", под которую неустрашимый Бадди ловко косит орущие русские взводы, - что рукой махнёт -переулочек, плечом шевельнёт - цела улица... - это же та самая песня, под которую Кириенко и Остроумова сожгли заживо пьяных фрицев в "Они сражались за Родину" "Судьбе" Евгения Мавеева (СССР, 1977)... вот ровно та же самая песня, пусть и исполненная не женскими голосами, а красноэлвисовскими.
Нехорошо получилось у "Красных элвисов", ой, некрасиво! Видимо, "элвисы" они всё же поболее, чем "красные".
Оттого мой песенный патриотизм начиная с этой сцены скукожился и скис. Впрочем, побоище с русскими случилось ближе к концу фильма, так что совсем в хлам мне настроение не изгадило.

Об условной пародийности
"Шестиструнный самурай" продолжил линию кинолент, в которых скромный, но обаятельно-героический персонаж творит чудеса джигитовки, фехтования, скорострельности, пуленепробиваемости или - хотя бы - просто ума и храбрости в обстоятельствах выдуманных, но максимально приближенных к порогу естественно-физического и социально-политического правдоподобия.
Алекс Экслер в своей рецензии отметил в качестве источника пародии "Безумного Макса", "Отчаянного" и "Водный мир". Не преминул сослаться на (многочисленные?) сравнения "Шестиструнного..." с "Кин-дза-дза".
Мне же сразу вспомнился сын главного героя из "Крота" Алехандро Ходоровски - нежно любимый отцом, но отданный монахам как ненужный кутёнок.
Именно от разницы в отношении взрослого к ребёнку я оттолкнулась в своей оценке "Шестиструнного". Сквозь все смертельные опасности и ловушки дитя прошло практически без единой царапины, охраняемое не столько силой самурайского меча, сколько доброй волей сценариста. Сколько бы уровней не имела эта компьютерная игрушка, среди которой живёт малыш, на каждом уровне ему выданы нашим зрительским бонусом бесчисленные новые жизни.
Несмотря на всю показную жестокость и раздувание щёк, "Шестиструнный" - доброе и даже сентиментальное зрелище, где злодеям не позволено резвиться даже на собственной территории.
Смертельная сталь деликатно поглаживает убиваемых врагов, не извлекая из них ни капли злодейской кровушки (хотя вру - целый один раз покажут обагрённое кровью лезвие, плывущее мимо расширенных детских глаз, очень стильно).
Ребёнка никто не смеет пнуть, даже людоеды.
Задорный саундтрек ни на секунду не даёт забыть, что мы видим не запредельное постапокалиптическое будущее, а очередную порцию боевых похождений офисного планктона.
Так что, если "Безумный Макс" и "Отчаянный" - игра, жонглирование обновлёнными ценностями и смыслами (ну, "Отчаянный", конечно, вряд ли, хотя картинка оччччень красивая), то "Шестиструнный самурай" уже чистая игра в игру, когда условные обстоятельства изначально не содержат никакого правдоподобия.
Поэтому я не считаю ленту Манджиа и Фэлкона настоящей пародией. Дотошное, буквальное следование кумирам в самых главных пунктах их идейной программы - разве это пародия? Это объяснение в любви. Хотя, "Безумного Макса" я бы вычеркнула из списка источников... мрачен больно.

UPD: Поправка в текст внесена после публикации. Спасибо alexander_pavl за внимательность!

сша кино 1990-х, 1990-1999, арт-кино, вестерны

Previous post Next post
Up