Мементо мори (СССР, 1991, реж. Николай Гейко)

Nov 04, 2012 19:15





Прочла у юзера andeadd: не банальная бездарная чернуха, которой в те годы было предостаточно, а большой привет Гоголю и его инфернальным произведениям. Кино формально построено на принципах диалектического материализма, но после просмотра невозможно отделаться от ощущения, что тебе всю ночь страшным голосом рассказывали мрачную, завораживающую и несомненно правдивую историю про русалок и леших со всеми этими полетами в гробах, оборотнями и утробными криками "Догадааался!"
Действительно, фильм в определённой мере волшебный. Полный смутного ощущения жестокости, несправедливости и страшных-престрашных историй, которые мы в пубертатную пору детства охотно рассказывали друг другу. Но страшное детство прошло, и от него остался только ностальгический флёр ярких эмоций. Так и от "Мементо мори" остаётся в итоге только светлый образ блатной романтики, первой влюблённости и чувственных томлений.

Сюжет: Один мальчик из ревности мысленно пожелал смерти другому мальчику, которым втайне восхищался. А другой мальчик мысленно проклял погибшего за то, что тот причинил своей смертью хлопоты. Выходит, сразу двое перед покойником виноваты зло-умышлением. Один из них даже послание с того света получил: нашёл в словаре, что значит "mea culpa" на ноже - моя вина, виновен.
Теперь один мальчик вместо своей жизни пытается жить несбывшейся жизнью погибшего друга. Другой затолкал свои страхи вглубь, и однажды они прорвутся всем на удивление (ведь такой хороший, добрый мальчик!), но это будет не скоро, уже за скобками кино. Вот так расходятся пути друзей детства, хотя уровень жизни, опыт участия в необычных ситуациях, - всё одинаково.





Как видите, фильм в жанре романа воспитания чувств. Какое воспитание, такие и чувства, само собой. Слов не найду, насколько роскошна панорама реалий постсоветского, вернее ещё советского быта. Во всём сплав нежности и грубости, хрупкости и косности. Взрослые погрязли в маниловщине, алкоголизме, лицемерии, и вся их надежда на детей, и в этом единственном они искренни. Дети шляются по кладбищу и бегают по крышам поездов, играя в перестрелки неуловимых мстителей. Старшеклассницы разлагаются морально и физически, и охнуть не успеешь, как из юной нимфы выковывается суровая бывалая бабища.

P.S.: Обдумывала, обдумывала, к чему там истории про явление людям привидений с просьбой "Хлеба дай!". Детские страшилки про голодных призраков срифмованы с "Хлеб наш насущный дай нам днесь" под финальные титры. Какой в этом смысл? Рассудила так. Привидение обращается к человеку с цитатой из молитвы. Буквально: мертвец молится на живого. Эх, всё равно не понятно, к чему бы это. Молиться, что ли, не на кого стало.

1990-1999, потёмки нежного детства, психологический психологизм, привидения в кино

Previous post Next post
Up