По ту сторону (СССР, 1958, реж. Федор Филиппов)

Nov 04, 2012 18:46

- Скажи, когда будет мировая революция?
- В среду.

Броманс - субжанр мелодрамы, фильм о взаимоотношениях двух мужчин, чья верная дружба превыше братской любви.
Не обольщайтесь, "По ту сторону" только прикидывается бромансом.
Февраль 1922 года. В РСФСР всё более-менее устаканилось, но надо же влезть в дела Дальневосточной республики и там пошурудить! Поэтому в Хабаровск на поезде выдвинулись два друга-комсомольца с важным заданием партии и правительства. Как они до Хабаровска добрались, это ж целая поэма. В общем, въехали втроём в Хабаровск... Ах да, девчонку по пути от анархистов спасли. В Хабаровск приехали с девчонкой, но без ноги, а там у одноногого невеста. В общем, сложная история. Если вкратце.
Сложная, запутанная история, да.

Один комсомолец весёлый, умный, сравнительно симпатичный, с барышнями сама деликатность и такт, душа болит за трудовой народ, себе лично ничего не требует и во всём своей корыстью поступается. Расточает улыбки, сеет сладость и свет. Барышень от анархистов всё время спасает, опять же. Внутри него есть стальной стержень, но эта жёсткость не предназначена ни для тех, кто ему дорог, ни для тех, кто на него не нападает. То есть, свою внутреннюю сволочь он включает крайне избирательно.





Второй комсомолец тоже не урод, но морда всё время кирпичом, а сам злой, упрямый, свою правоту за чужой счёт доказывать готов. Внутренней сволочи у него нет, потому что куда уж хуже-то. Троллит художественную самодеятельность, хотя сам поэт-графоман. Девчонку от анархистов спасать и не собирался, случайно поучаствовал. Подговаривал первого комсомольца к убийству мирного гражданина. Да по нему Уголовный кодекс плачет!







И тем не менее, они якобы друзья не разлей вода и у них полное взаимопонимание. Really?!
Захотелось сформулировать по-научному. Поднапряглась. Получилось красивое словосочетание "конфликт симбиозных мировоззрений", что бы оно ни значило.
Весь фильм - сплошной конфликт среди приключений и сплошные приключения среди конфликта. Как бы история о лучших друзьях, а посмотришь - Хмурый Весёлого дутым моральным авторитетом в бараний рог гнул, гнул, а тот позволял, позволял, да при первой возможности и смылся.
Соль экранного действа в том, что весь авторский коллектив ужами вьётся, лишь бы объяснить, почему малоприятный фанатик Хмурый ничем не хуже куртуазного обаяшки Весёлого. Дошло до того, что к фильму приделали невероятно бредовый финал. Дескать, успех большевистского штурма Хабаровска зависел от количества прокламаций, расклеенных за ночь, и тут уж Хмурый себя проявил.
Но бредовость финального построения очевидна была и самим авторам, так что (видимо, от отчаяния) они пошли на запрещённые приёмчики. Угадайте с одного раза, в которого из комсомольцев влюбляются все встреченные барышни?
Каравай, каравай, кого хочешь выбирай.



Вот именно, согласно сценарию влюбляются в Хмурого. Соответственно, только его в фильме преподнесли в ракурсе "я секси-бой, лежу красиво, целуйте меня вот сюда", чтоб хотя бы отчасти сгладить диссонанс в зрительском восприятии.





Как погляжу, в 1958 году исторические деятели определённого психологического типа (самовлюблённые эгоцентрики) невольно развенчивались и аура суровой романтики с них слоями сдиралась, потому что зазря к ним её прилепили. Кроме сексапила их исторический успех и правоту уже вообще ничем нельзя было объяснить.
Пройдёт ещё несколько лет, и хмурые интеллектуальные юноши, чуждающиеся светской непринуждённости, окончательно перестали фигурировать в сценариях в качестве секс-символов. Комедия "Три плюс два" тому пример, 1963 год. Кто человечен и общителен, тому девушки и симпатизируют, как оно и должно быть у нормальных людей. Вот так на примере кино можно увидеть хронологию вправления коллективного вывиха мозга.

Спасённую от анархистов девчонку сыграла Людмила Касаткина. Не циничная Катарина, не гордая "укротительница тигров" и не сварливая новобрачная из "Медового месяца", а просто мягкая, уютная девушка ...с пушкой.







Блатной авторитет, он же гнилозубый лидер анархистов, который интересовался насчёт большой, но чистой любви, - его Сергей Филиппов сыграл. И это, конечно, отдельный перфоманс.







А ещё в этом фильме красивая песня. Который день мотивчик бубню.

советская правда, экранизации, броманс, 1950-1959

Previous post Next post
Up