Жить своей жизнью (Франция, 1962, реж. Жан-Люк Годар)

Aug 30, 2012 10:07

Понаехавшей в Париж провинциалке Нана 22 года и у неё немецкая фамилия. Легко догадаться, батюшка её скончался не позже 1945, и девочка взрослела под милые шуточки ровесников на тему законности происхождения. Скорее всего, Нана воспитывалась в детском доме, потому что людей из детства в её микрокосмосе нет вообще. Она одна и живёт своей жизнью.





Брошенного мною вскользь "легко догадаться" в фильме нет, и не было, и не предполагалось. Есть ворох разрозненных деталей, из которых складывается картина судьбы мечтательной посредственности в жестоком городе. Волею случая Нана смотрит широкоизвестный фильм Дрейера о Жанне Д'Арк и узнаёт, что избавление от всех неприятностей - смерть.
Здорово. Проникновенно. Аж до слёз. Орлеанская девственница и наперебой добивающиеся её внимания мужчины, и секс там ни при чём.
Вот только сама Нана ни разу не Жанна Д'Арк. В любом случае, не девственница. Внимания её не добивается никто, ради внимания к себе приходится предпринимать усилия.



Нана не умеет жить по средствам, а карьера продавщицы грампластинок не способствует финансовому успеху. Ей позарез нужны деньги. Ровно две тысячи франков (это чуть меньше, чем разовый заработок проститутки). Взять их не у кого. Что это за сумма и почему нужна так срочно, нам не расскажут. Но за съёмное жильё Нана не платила уже достаточно долго, чтобы квартирная хозяйка указала на дверь.



Нана много курила. Всё время курила.
А Годар много лгал. Всё время лгал.
Его героиня наркоманка, иначе и быть не могло. Но - никаких доз, шприцов и визитов к наркодилерам. Нана просто курила, Годар просто лгал.
Никто не станет смотреть фильм о жалкой наркоманке. Что мы, никчемных дур не видели? Но все хотят знать, как красавица Анна Карина раздобудет две тысячи франков.
Так что недолго осталось ждать, когда же сквозь чёрно-белую картинку экрана замелькают красные фонари.
Да, Нана вышла на панель. Трудно, противно, но даром клиенты денег не дают.



После первых трудностей адаптации дело пошло на лад. Нана показалось было, что удалось стать хозяйкой положения.



Но мы изначально знаем - удержать судьбу в собственных руках Нана не сможет.
Годар поддерживает нашу уверенность фактами. Сначала показано, как Нана прикуривает. Вот он, классический жест заискивания - тянуться за огоньком, вместо того чтобы гордо ждать, когда визави сам протянет руку. Не бывать нашей героине "госпожой".



Это правило поведения прекрасно известно тем более удачливым уличным камелиям, которые достигают статуса продавца, а не продаваемой вещи.
Смотрите, как ведёт себя успешная поставщица рабочей силы на рынок секс-услуг. Она за огоньком не тянется даже общаясь со случайно встреченной старой знакомой, доминировать над которой вроде бы не обязательно.



Кадр из предфинальных эпизодов: погрустневшая Нана сидит в гостиничном номере, ненужная клиенту. Клиента развлекает другая проститутка, а Нана не пригласили даже на этот жалкий праздник плоти. И раздеться не попросили. А ведь она с самого начала заявила, что более всего хочет, чтобы её замечали.
Прям как Золушка: непременно хочет, чтобы люди сами заметили, что она за существо.



В общем, девушка была готова откликнуться на первый же признак джентльменского поведения.
И оно сбылось. Нашёлся скромный, работящий, молчаливый Принц приятной наружности. Проявил все признаки влюблённости и уважения.
Счастье близко? Избавление рядом? О да. Избавление от всех несчатий.

Очень хороший манипулятивный фильм. Но на совершенно неинтересную мне тему, поэтому манипуляции на меня не подействовали.
.

французское кино, наркомания в кино, 1960-1969, проституция в кино

Previous post Next post
Up