Хроника ночи (СССР, 1972, реж. и автор сценария Алексей Спешнев)

Aug 24, 2012 10:07

- Мы опаздываем!
- ...в ад!
Заинтересовалась "Хроникой ночи" как жанровым кино о буржуазных террористах, захвативших самолёт над Африкой. Один из пассажиров дал им жёский отлуп (он же "наш ответ Чемберлену"), и это был простой советский скромный врач высокой квалификации. По крайней мере, такой сюжет ожидался мною после чтения описания на рутрекере.
Как-то в целом нельзя сказать, что обманули, но... "Все мы младенцы, заляпанные кровью". Это оказался артхаусный фильм. С первого же кадра артхаусный, ошибиться невозможно. Не знаю, как вы, для меня диагноз "артхаусности" подобен смертному приговору, я лучше стотыщпятый раз про зомби посмотрю. Но оператором фильма заявлен Юрий Марухин, бог внутрикадрового монтажа. Ради великого Марухина решила потерпеть высокое искусство.
На экране творилось СТРАННОЕ. Очень-очень-очень СТРАННОЕ. Высокое искусство приняло какие-то уж очень человеческие очертания.

Разгон сюжету дали вовсе не террористы. Ещё ничего не произошло, а советская журналистка уже напрямую, серьёзно и без малейшей игривости спросила советского врача, хочет ли он её как женщину (последовала её реплика: "А что? Мужик как все"), и одновременно дала понять, что он ей безразличен и даже антипатичен. Но так и не спросила, женат ли он. Врач отмычался, а журналистка продолжила гнуть свою линию, пока окончательно не застолбила врача за собой, на всякий случай ещё и уточнив его домашний адрес. Не каждая гражданка в 2012 году рискнёт заняться подобным анкетированием только что встреченного мужчины, а тут 1972 год. Фильм рвал шаблоны сходу. Если кто-то по незнанию сейчас счёл, что Джемма Фирсова - просто блондинка с длинными ногами, спешу разочаровать: кинорежиссёр-документалист, автор одного из лучших документальных фильмов о Великой Отечественной. Вот такие раньше были длинноногие блондинки на российских экранах.




Террористы комплексовали. Они не извинялись за зверское убийство пилота, но страх плескался в их очах.
Пассажиры тем временем чётко поделились на агрессивных капиталистов, стойких коммунистов, бойких анархистов и немое стадо, чувства которого выражал представитель ЮНЕСКО с пакетом живых рыбок. В лице своего представителя ЮНЕСКО предстала организацией-задохликом без воли к борьбе. Вполне справедливо, что тут скажешь. Правда, в 1970-х ЮНЕСКО в СССР ещё не считалась задохликом, так что кинообраз из фильма Спешнева можно счесть дерзким предвидением.



Анархистов насчитывалось трое - девица Габи, брюнет Пеппи и блондин Гуго. Габи дважды произнесла "дерьмо!" - один раз как ругательство, другой раз как констатацию. Неужели это показывали по ТВ? - удивилась я. Совершенно точно никогда не видела этот фильм.
Брюнета Пеппи играл будущий шоумен Ян Арлазоров. Здесь он был молод, тонок лицом, длинноволос и лиричен. Словом, без титров никто бы не узнал. Но мне больше понравился бойкий лицом Гуго с его классической репликой "Собственность - это преступление!".






Пока все со всеми выясняли отношения, происходил напряжённый поединок воль между вьетнамской кинозвездой, чья семья была сожжена заживо напалмом понятно где и когда, и гражданином США со спецподготовкой для действий понятно где и когда. Вьетнамка и американец вожделели друг друга не по-детски, но вендетта есть вендетта, и я гадала в растерянности, чем закончится их непростое молодое чувство. Угадать не представлялось возможным, потому что девушка оказалась уж больно непроста. Когда её знакомили с советским врачом, она произнесла стандартное "Очень приятно" так, словно её знакомят с убийцей родителей, но надо остаться вежливой девочкой.


Невероятный фильм, но ещё раз повторюсь, ВОТ ЭТО ВСЁ - занудный артхаус, неторопливый, с повторами и многозначительными кадрами. Всё начнётся и кончится блужданием безымянного персонажа "человек со скрипочкой". А Татьяна Конюхова (её, как и Арлазорова, без титров не узнать) одна успешно изобразила античный хор. Пойдёт налево - песнь заводит ("Когда же хоть что-нибудь случится? Скорее бы что-нибудь произошло!"), направо - сказку говорит ("Только бы всё это закончилось! Скорее бы всё это закончилось!").



Итак, режиссер Спешнев, оператор Марухин и вся актёрская команда соревновались, кому удастся сделать фильм ещё более НЕ советским, чем уже и так заподозрил зритель.
При этом как сценарист Спешнев, в принципе, сделал достаточно, чтобы сценарий не вызвал идейных нареканий. Здесь патриотично, там высокоинтеллектуально; схавают и пипл, и чиновники из худсовета. Реплика "Оставьте её, с марксистами пока драться не будем" согрела мой местечковый патриотизм, а нижеприведённый диалог пришлось прослушать трижды и записать на бумажку, чтобы определиться, кто же кого переспорил по-настоящему:
Террорист: - Человек всегда идёт на компромисс с Силой. В этом вся суть.
Советский врач: - Почему же мир меняется?
Террорист: - Мир не меняется. Меняется способ убивать.
Советский врач: - Почему же вы меня боитесь? Я безоружен, а вы меня боитесь. И знаете, почему? Потому что мир меняется.
Вы сами решайте. По мне, так победил советский врач. Мир меняется. Раньше никто не имел под рукой поисковиков с ответами на все вопросы, а теперь вон нас сколько.

Наконец, самолёт достиг кульминационной точки своего полёта, матрица псевдобоевика рассыпалась окончательно, и я увидела Фильм. Это не был постапокалиптический сюжет о трудностях выживания на Ноевом ковчеге, где всякой твари по паре. Это была повесть о том, что ковчегу плыть, в сущности, некуда, и подлинная жизнь именно на ковчеге и произошла.
Земля обетованная встретила пришельцев не слишком приветливо. В общем, спасение их не в том, чтобы куда-то прилететь и встать на твёрдую землю.



терроризм в кино, советское кино, постапокалиптика, антитеррор, 1970-1979, арт-кино

Previous post Next post
Up