Свои полкопейки в пропаганду драмы "Сильный человек" (1929г.) польского экспрессиониста Хенрика Шаро я как-то раз внесла, но без толку. Кому нужен рассказ о фильме без самого фильма?
Теперь же, когда
"Сильный человек" Шаро вполне доступен на Рутрекере, пришла пора вспомнить и о российском варианте.
Одна из главок мемуаров Хрисанфа Херсонского "Страницы юности кино" (М., 1965, цитата ниже со стр.37-38) посвящена Витольду Францевичу Ашмарину (Ахрамовичу), сценаристу и кинокритику. Именно в связи с этой фигурой Херсонский набросал небольшой очерк о постановке "Сильного человека" Всеволодом Мейерхольдом по сценарию Витольда Ашмарина. Блестящим аналитиком я бы Херсонского не назвала, зато он был внимателен к фактическим деталям - журналистская привычка.
До революции Витольд Францевич был тесно связан с издательством символистов "Мусагет", что означает повелитель муз, и вообще с жизнью "левого" искусства. Он работал сценаристом и литературным консультантом в кинематографии. В признаниях В.Э.Мейерхольда мы находим: "Ахрамович мне помогает очень, очень... К счастью, в лице В.Ф.Ахрамовича... я нашел такого помощника, который дал мне возможность преодолеть трудное совмещение в одной картине двух задач: ставить пьесу и играть". Речь шла о съемке в 1916 году у П.Г.Тимана для "Русской золотой серии" фильма "Сильный человек" по роману Станислава Пшибышевского.
Роман этот был переведен самим Ахрамовичем еще в 1912 году, и содержание романа, очевидно, было для переводчика далеко не безразличным. Герой романа журналист и театральный критик Билецкий добивается успеха и славы путем цепи преступлений. Он подталкивает больного чахоткой поэта Гурского к самоубийству, вручает ему яд, а после смерти Гурского присваивает его рукописи и публикует их под своим именем. Чтобы не быть выданным своей возлюбленной Лусей, он топит ее во время катания на лодке. Этим его "дерзающая сильная личность", с успехом испытывающая свое ницшеанское мировоззрение, не ограничивается. Другую свою любовницу, Аду, такую же хищницу, как он сам, Билецкий уговаривает поджечь квартиру его друга художника, где хранятся компрометирующие его документы. Премьера пьесы, украденной у Гурского, приносит Билецкому полное торжество. Такова та больная, эгоистическая, не брезгующая ничем интеллигенция, которую с упоением рисует Пшибышевский. При том эта интеллигенция у него парадоксально почти всегда принимает участие в рабочем движении.
Фильм "Сильный человек", законченный в августе 1916 года, был выпущен в прокат только после Октябрьской революции, в середине зимы 1917/18 года. Его снимал оператор Г.Бендерский. Билецкого играл К.Хохлов. Гурского - В.Мейерхольд. Художника Барсука - М.Доронин. Лусю - М.Жданова. Аду - Янова, исполнившая перед тем роль Дориана Грея в фильме Мейерхольда по сюжету Оскара Уайльда.