Необходимость коренного реформирования, а в сущности - создания заново судебной и правоохранительной системы России, является неоспоримым фактом, однако пути и направления этой реформы пока не определены даже гипотетически. Разумеется, в данный момент никто не возьмётся предсказать точный рецепт выхода России из институционального кризиса, в котором она, несомненно оказалась. Пока даже неизвестно, какой вариант государственного устройства будет избран народом России после демонтажа существующего вождистско-патерналистского режима. Ясно одно, что существующая система судебных и правоохранительных органов должна быть создана заново, на принципах уважения прав человека, признания приоритета прав гражданина перед правом государства, строгого и единообразного применения закона для всех субъектов правоотношений. Уже сейчас необходимо открыть широкую дискуссию на эту тему, чтобы выработать основные направления и этапы реформы в том числе и в области децентрализации судебных и правоохранительных органов.
Вне всякого сомнения, что такая большая страна, как Россия не может успешно управляться централизованно, поэтому в дальнейшем необходимо будет чётко разграничить полномочия органов местного самоуправления, органов власти субъектов федерации и федеральной власти. Разумеется, при реальном федеративном устройстве большая часть полномочий судебной власти и правоохранительных органов неизбежно должна быть передана на уровень субъектов федерации с правом создания ими своей юридической системы. За федерацией должна остаться лишь юрисдикция в сфере федеральных правоотношений. Более того, часть полномочий судебных и правоохранительных органов должна быть передана местному самоуправлению, а судебные и полицейские полномочия местных органов должны быть закреплены в федеральных Основах законодательства о местном самоуправлении.
К сожалению, в современной России, несмотря на формально федеративное устройство государства, отсутствует практика его реального функционирования. Страна фактически живет по единому федеральному законодательству. И если единое гражданское и трудовое законодательство для хозяйственной жизни страны скорее благо, то в части семейного, административного и уголовного законодательства такое явление не может являться естественным в силу различия обычаев, ментальных и культурных норм. Следовательно, при реформе судебной и правоохранительной системы следует отказаться от некоторых, кажущихся нам естественными для этих систем, принципов построения. К слову сказать, в СССР каждый субъект союза имел, пусть формально, но своё собственное законодательство.
Однако, поскольку при демонтаже существующего режима и его юридической системы существует вероятность возникновения определенного правового хаоса, чего допустить ни в коем случае нельзя, реформу судебной и правоохранительной системы необходимо проводить в два этапа.
Первый этап реформы:
- отмена наиболее одиозных норм и законов;
- люстрация и кадровая ротация в существующей судебной и правоохранительной системе;
- оптимизация структуры судебных правоохранительных органов;
- создание нормативной базы для осуществления второго этапа реформы.
Второй этап реформы:
- создание (выделение) децентрализованных судебных и правоохранительных органов;
- непосредственная передача полномочий в органы местного самоуправления и субъекты федерации.
К децентрализации судебной и, особенно, правоохранительной системы необходимо переходить только тогда, когда субъекты федерации, равно как и местное самоуправление, будут готовы принять эти новые функции, т.е. иметь определённый общий опыт управления, финансовые ресурсы на осуществление функций охраны правопорядка и правосудия, отработанную на первом этапе реформы методику комплектования этих органов кадрами. Возможно, эти функции стоит предавать постепенно, но с обязательным конечным сроком.
При этом необходимо помнить, что поспешная, неподготовленная децентрализация неизбежно повлечёт за собой снижение качества услуг, предоставляемых данными институтами, что может вызвать нарекания населения и скомпрометировать саму идею отказа от централизованного администрирования, в связи с чем будет возможен откат от реформы и возврат к централизованной системе управления.
Таким образом, децентрализация судебной и правоохранительной системы должна быть завершающим этапом в общей реформе органов местного самоуправления.
К сожалению полный текст концепции составляет 9 страниц и не помещается в одном посте. Желающие могут прочитать Концепцию полностью в Google Docs
Читать полностью