Мать-одиночка доказывает, что ее незаконно уволили с госслужбы
18 октября в КС рассматривалась жалоба Виктории Кобылянской, которая была уволена с государственной гражданской службы Республики Коми в связи с сокращением должности.
Заявительница является матерью-одиночкой, воспитывающей семилетнего сына, однако работодатель не принял во внимание нормы Трудового кодекса (ст. 261 ч. 4), запрещающие расторжение договора с матерью-одиночкой, воспитывающей ребенка до 14 лет по инициативе нанимателя.
В суде общей юрисдикции Кобылянская не получила поддержки. В частности, в республиканском Верховном Суде Коми сочли, что увольнение госслужащего по причине сокращения должностей гражданской службы не отнесено к увольнениям по инициативе представителя нанимателя. Однако заявительница полагает, что ряд норм федерального закона «О государственной гражданской службе», которые не позволяют относить увольнение госслужащего по сокращению штата к увольнению по инициативе работодателя, противоречат конституционному принципу равенства прав и свобод граждан и нарушают ее конституционное право на защиту семьи, материнства и детства.
«Парадокс ситуации заключается в том, что все эти вещи происходят в органе, который должен первым делом заботиться о социальной защите людей, в самом Агентстве по социальному развитию», - сказала журналистам адвокат заявительницы Ирина Рочева. Однако советник генерального прокурора РФ Татьяна Васильева считает, что сами по себе оспариваемые нормы не могут рассматриваться как нарушающие права заявительницы, так как не исключают возможности применения гарантий, предусмотренных ст. 261 ТК РФ. С такой позицией согласна и советник министра юстиции РФ Елена Борисенко. А полномочный представитель Президента России в КС РФ Михаил Кротов даже заметил, что госслужащим и так предоставляется больше гарантий при увольнении, чем предусмотрено в трудовом законодательстве.
Кобылинской действительно несколько раз сообщали о вакансиях, но новой работы она так и не получила, поскольку, как считает ее работодатель, не приняла участие в конкурсе. При этом само Агентство не было уничтожено, поменялось лишь его название и штатная численность. Решение по жалобе Кобылянской КС вынесет в течение месяца.
Константин КАТАНЯН,
директор Института политико-правового анализа