До последнего момента не было понятно, едем вообще или нет. И вот решение принято, вещи загружены и утром 13 февраля мы выезжаем по еще темным спящим улицам из города.
0.
Как раз за неделю до отъезда значительно потеплело, на дорогах была жуткая грязь. У меня есть правило, я всегда выезжаю на идеально чистой машине, впрочем, уже к Ярославлю, Ниссан был равномерно покрыт дорожной грязью и солью.
За Вологдой, на подъезде к Вытегре перманентно разбитый асфальт сменился толстым слоем льда посыпанного песком. Снега в округе было мало, тяжелое серое небо нагоняло тоску и печаль. Скорость упала и уже в темноте мы выехали на берег Онежского озера недалеко от Андом-Горы для ночевки. Кемпер, конечно, был бы очень кстати, но за неимением оного спим просто в машине под стаканчик виски и веселое кино.
1.
Спать было комфортно благодаря спальникам Alexika. Термометра у меня в машине нет, но если верить прогнозу погоды температура была около нуля. Отогрев машину, вылезли из спальников, позавтракали и немного побродили по берегу.
2.
Да, если бы было солнечно и много снега - было бы здорово. В остальном, конечно, Онежское озеро зимой не вштыривает. Быстренько слетали до Андом-горы, больше для галочки, поскольку были там осенью три года назад.
Затем выскочили на трассу и поехали на север. На дороге достаточно плотное движение, еду по этой трассе третий раз, и только сейчас вижу так много машин. Все едут с прицепами, в которых стоят снегоходы, кто на рыбалку, кто на охоту.
Раз уж едем мимо, сворачиваем с трассы и через несколько сотен метров попадаем в село Саминский погост. Перемахиваем через деревянный мост речку.
3.
В селе находится деревянная церковь Ильи Пророка (построена в 1692-1702 гг). Делаю несколько дежурных кадров.
4.
Продолжаем двигаться на север. Дорогу практически до Медвежьегорска привели в порядок, можно шпарить на все деньги, чем я и занимаюсь.
Настолько увлекаюсь дорогой, что пролетаю поворот в маленькое село Пяльма. Пришлось развернуться и немного проехать в обратном направлении. Еще пара километров по снежному грейдеру и мы оказываемся перед деревянным мостом через одноименную реку.
5.
Без раздумий заезжаю на мост и вот мы уже на другой стороне, хотя кое-кто машинально вцепился в пассажирскую ручку на потолке:)
На другой стороне мы хотели снова увидеть часовню Ильи Пророка 1720 года постройки. по прошествии трех лет ничего не изменилось, и, наверное, в какой-то степени это хорошо.
6.
Вообще я думал что такие маленькие деревушки вдалеке от любой инфраструктуры, начиная от заправок, заканчивая магазинами, больницами и прочим, давно используются как летние дачи. Однако, на поверку, оказалось что все они в той или иной мере живые, и даже чистятся дороги или же местные жители передвигаются на снегоходах.
7.
Время к обеду, а нам еще надо заскочить в одно место и мчать к запланированной ночевке еще 400 км. Ускоряемся, выезжаем снова на асфальт и спустя несколько десятков километров я вновь пролетаю нужный поворот. Что же, это становится традицией. Возвращаюсь уже несколько километров назад и петляя по широкому лесному грейдеру пронизываем насквозь большое село Челмужи.
Оставляем машину и через кладбище выходим на лед Онежского озера. А вот и то, ради чего мы сюда приехали, то, что так запало в душу во время нашего
прошлого осеннего путешествия по этим местам.
8.
Перед нами церковь Богоявления Господня 1577-1602 гг. постройки. Я не знаю почему, но она заставляет приезжать сюда снова и снова, возможно это заслуга окружающей природы. а может быть и что-то мистическое.
9.
А вокруг действительно очень красиво, даже не смотря на серую зиму. Очень хотелось бы попасть сюда на закате и снять ее с воды.
10.
После Челмужей немного докупаем продуктов в Медвежьегорске и встаем на Мурманскую трассу. Впереди 300 км на север в Рабочеостровск. Приезжаем затемно, и долго тыркаемся по поселку в поисках места для ночлега. В темноте создается впечатление, что город просто вымер. На улицах никого.
Спустя полчаса метаний принимаем решение выехать к Берегу моря. Нигде не расчищено, включаем полный привод и пониженную и медленно пробираемся вдоль снегоходного следа и метеостанции на берег. Останавливаемся около каких-то разбитых фундаментов на ледяном пятачке, ужинаем и ложимся спать. Несколько раз ночью просыпались, открывали окна и вглядывались в небо. Программа на телефоне показывала хорошую солнечную активность, но плотная низкая облачность не позволила нам увидеть северного сияния.
Проснувшись утром, мы увидели что стоим прямо напротив церкви, в каких-то 300 метрах. Собственно к ней мы и ехали. Пока принимали ванну на морозном ветре и готовили завтрак прошло около часа. Беру в руки телефон, смотрю прогноз погоды. Метеорологи считают. что в 10 часов пойдет сильный снег и продлится целые сутки. Но на небе не видно снежных зарядов, равномерно серое небо не предвещает никакого снегопада.
Однако ровно в 10:00 начался сильный снег.
11.
Не успел я сделать кадров церквушки без природных помех.
12.
Однако со снегом, как мне кажется, получилось более лучше, более мистически. Как вы уже наверное догадались, эта церковь - декорации к фильму Павла Лунгина "Остров".
13.
Церковь потихоньку разрушается, разваливаются построенные мостики, все приходит в запустение. мне кажется не очень дорого поддерживать все это в хорошем состоянии, ведь это место привлекает хоть и небольшой, но поток туристов, который можно обернуть в свою пользу для местного населения, но нет.
Вид с моря:
14.
Пока делал эту фотографию, эпично провалился одной ногой между торосами, как нос не разбил - не знаю:)
Погуляв около церкви и еще несколько раз хорошенько подскользнувшись выезжаем на трассу и берем курс еще севернее.
На трассе "Кола" становится весело.
15.
Ее просто начинает заметать. Благо трафик совсем не большой и в основной массе это фуры.
16.
Интересуюсь по рации у шоферов далеко ли такая погода, отвечают до самого Мурманска. Вот так да! Я конечно хотел снег, но не так, чтобы засыпало всю дорогу:) Кстати, если бы не рация, было бы очень туго, при обгоне не видно ничего из-за поднимающей снежную пыль груженой фуры. Заранее договаривался с водителями, что буду обгонять, они брали правее, немного осаживали свои машины и были моими глазами вперед. Удавалось держать 90-100 км/ч.
Вокруг начинают появляться болота. Сосны одеваются в белые снежные шапки. Совсем скоро здесь станет очень красиво.
17.
Пересекаем Полярный круг, останавливаемся, снег тут же налипает на дворники и превращается в лед. На дороге снега уже по щиколотку.
18.
Преодолев за несколько часов 330 км мы приезжаем в Кандалакшу. Покупаем необходимые продукты и выдвигаемся дальше. Нас ждут еще 250 км пути, из них около 100 км по грейдеру до Варзуги. После Умбы исчезают все попутные машины и на протяжении 150 км мы встречаем одну встречную машину и обгоняем две попутные.
Фото с трассы "Кола":
19.
Кромешная тьма, лепит сильный снег, на дороге его уже около 15 см. Включаем весь арсенал света и пилим на всех парах в Варзугу. Это было очень круто, вдалеке ото всех, во тьме, мы ехали и наслаждались каждым километров. Глубокой ночью немного покружив по заснеженным улицам Варзуги встаем на ночевку прямо на центральной площади, если так можно выразиться, у автобусной остановки. Реально расчищено только половина улицы. Местные жители оставляют свои машины на этом пяточке, а дальше добираются на снегоходах.
Ну что же, мы поужинали и улеглись спать. А продолжу я в скором времени ;)