Покинув пограничный переход Верхний Ларс мы выдвигаемся в сторону Нальчика. Впереди нас ждет российская часть маршрута. Подробнее о Грузии можно прочитать в
предыдущей части.
Переночевали в Нальчике в винтажном отеле времен СССР и на следующий день выдвинулись на Эльбрус. Погода подкачала, до Чегета шел дождь, а выше начался мокрый снег. Эльбрус в новогодние праздники - это жесть! Никому не рекомендую посещать Эль в это время. Почему-то в 21 веке, такой курорт не удосужились оснастить терминалами для оплаты ски-пасов картой! Только отстоять очередь в единственный банкомат и оплата наликом, это просто что-то не постижимое для меня. Народу тьма, погода подвела, в общем съехали один раз и умотали в Кисловодск.
0.
На ночевку остановились в Кисловодске в старом доме, где ночевали в
велопутешествии по Кавказу в июне. Утром, заправив полный бак, решили прокатиться до Джилы-Су и посмотреть, как уже знакомые места выглядят зимой.
Сразу за селом Кичи-Балык на дороге появляется много снега. Открытое равнинное пространство и ветер делают свое дело, наметая огромные переметы.
1.
Проехав чуть дальше слева открывается вид на гору Бештау, хотя могу и ошибаться на счет названия. Внизу в Кисловодске пасмурно, но мы сумели вырваться из облака, хоть и временно:)
2.
А вот и первый серьезный серпантин спускается к базе "Долина Нарзанов" и повороту к аулу Хасаут. Под колесами снежный накат и местами лед, так что ехать приходится предельно аккуратно, чтобы ненароком не попортить машину об отбойник.
3.
Сразу же после спуска начинается новый серпантин а вместе с ним и длительный затяжной подъем, который мы прощупали своими ногами от и до, затаскивая наверх груженые велосипеды прошедшим летом. В очередной раз мы с Таней ехали и удивлялись, как у нас хватило сил и терпения, а самое главное ума, тащиться тут с двухколесным другом:)
4.
Наверху красота, жаль только Эльбрус спрятался в низких облаках. Впрочем рассчитывать на успех с текущим прогнозом погоды было бы глупо.
5.
Если я не ошибаюсь, то плоская гора наверху снимка и есть плато Бермамыт.
6.
К моему удивлению, наверху снега было не очень много, несмотря на сильные снегопады за несколько дней до нашего приезда, я ожидал если не метровых сугробов, то хотя бы снега по ступицу.
7.
Сильный ветер на открытых пространствах не сильно распологал к прогулкам, поэтому сделав несколько кадров двигаемся дальше.
8.
Впереди нас ждет затяжной спуск к реке Харбас, на границе которой начинается национальный парк Приэльбрусье. На этом спуске очень многие перегревают тормоза, не был исключением и я, когда впервые побывал здесь в октябре 2014 года. Однако зимой это сделать весьма проблематично, поэтому спустились без эксцессов)
9.
Попутных машин не было, лишь навстречу попалось несколько внедорожников. Где-то прямо перед нами за густыми облаками стоит снежный великан - Эльбрус.
10.
С подветренных сторон не редки снежные перемёты. Местами они настолько велики, что проехать прямо по ним не представляется возможным, и приходится с большим креном проезжать по водостокам. В одном из таких мест на обратном пути мы встретили засевший Фольксваген Поло. Как он проехал до туда, для меня остается загадкой. Мужики на УАЗе протащили их на веревке через это засадное место, но следом было еще одно, через которое народный автомобиль проехать уже не мог никак.
11.
Проехав очередную шпильку перед нами прямо на повороте предстал большой перемет. На глаз его длина была метров 30. Глубина в самом мелком месте около 40 см.
12.
Это вид в сторону Джилы-Су и горы Сирх. Туда нам надо попасть.
13.
Ситуацию осложняло то, что колея была пробита слишком близко к отбойнику и была крайне разворочена, что не позволяло проехать по ней как "по рельсам", позволяя машине самой выбирать траекторию движения находясь в колее.
14.
Ходом пройти не получилось, на повороте стаскивало в отбойник и не было ни малейшего шанса проехать не приложившись бортом машины. Попробовал развернуться и проехать задним ходом, но и эта попытка не удалась, прилично приложился силовиком об отбойник. Пришлось брать в руки лопату и копать. Спустя минут 20 и еще нескольких попыток перемет был пройден.
15.
Вокруг красота и ледяная тишина зимних гор.
16.
Спустились в долину реки Малка и проехав по целине до летней парковки пошли смотреть зимний водопад Каракая-Су.
17.
И без того узкая тропа под снегом представляла некоторую опасность.
18.
Мостик через реку Малка некоторым участникам нашей группы из четырех человек доставил проблем:)
19.
Но любопытство, как известно, не дает ногам покоя и спустя некоторое время мы таки доходим до водопада. Вот и он сам!
20.
Вижу его второй раз и могу сказать, что не пожалел, что пошел сюда снова!
21.
Немного поснимав поворачиваем назад к машине, поскольку со стороны Эльбруса на нас начинает надвигаться снежный фронт. Не очень хочется застрять здесь надолго.
22.
Идти вроде недалеко, но за прогулкой незаметно проходит час с лишним. Возвращаемся в машину и выехав на дорогу начинаем подниматься к Джилы-Су.
23.
Добрались до Джилы-Су, естественно никого там нет, только лишь смотритель. Сказал что вообще в это время года на машине до сюда не доехать, нам повезло, что снега мало. Дорога тупиковая и ее не чистят, поэтому смотритель до куда возможно доезжает на машине, а затем поднимается к пикету на источники пешком.
24.
Вообще, Джилы-Су, это то место, куда можно возвращаться и второй и третий раз, и всегда будет что увидеть, на что обратить внимание и вообще отдохнуть глазами.
25.
На обратном пути мы заехали в аул Хасаут, чтобы купить черкесского сыра, что с огромным удовольствием мы и сделали. Спросили у жителей о возможности забраться на плато Бермамыт, на что получили отрицательный ответ, но не поверили и решили посмотреть сами.
26.
Однако в этот раз местные оказались правы, добраться мы смогли только до "дачи Косыгина". Дальше за бродом расчищенная дорога обрывается и перед нами предстают сугробы высотой около метра. Возможно есть вариант пробиться на Бермамыт по верху Хасаутского ущелья, но уже смеркалось и проверить эту дорогу мы не смогли.
27.
Ехать по знакомым местам в разные времена года довольно таки интересное занятие. Уже привычные места стоянок или какие-то запоминающиеся ракурсы и уникальные пейзажи предстают перед тобой в новом свете.
28.
Пора возвращаться в Кисловодск.
29.
Попрощавшись с Хасаутом выскочив на дорогу уже в ночи добираемся до нашей гостиницы, выпиваем пива, курим кальян, который привезли из Москвы и заряжали каждую свободную минуту и смотрим Звездные войны.
30.
Обсуждаем завтрашние планы. На календаре 9 января, а это значит, что пора возвращаться в Москву. Поскольку дорогой через Пятигорск мы ездили уже много раз, было принято решение ехать через перевал Гумбаши и Карачаевск.
31.
Это было очень круто. Никто из нас не пожалел о сделанном крюке. Нам повезло с погодой и мы увидели Эльбрус...
32.
Так же мы увидели чудесные пейзажи Карачаево-Черкессии, почувствовали теплые лучи горного солнца и насладились красивыми дорогами республики проложенные сквозь аулы и города.
33.
А дальше была просто дорога домой. Переночевали в отличном отеле в Ростове-на-Дону и к вечеру 10 января были дома, записав в копилку 4500 км.
34.
Оставайтесь с нами, скоро будут новые рассказы о наших путешествиях!