Кавказ и велосипед. Часть 3.

Nov 30, 2015 00:03

Продолжение наших приключений на Кавказе в июне 2015 года. Вторую часть можно прочесть здесь.

0.

Всю ночь ветер не утихал и нещадно трепал палатку, но на удивление спать было достаточно комфортно и не холодно. Утро встретило нас низкими всеобъемлющими облаками. На скорую руку позавтракали и потихоньку двинулись в путь по краю плато.

1.

С места ночевки должен был открываться шикарный вид на Ледяного Великана, и, казалось бы, ранний утренний час должен был способствовать и быть безоблачным, но отчего-то в этот день погода закапризничала. Тяжелые свинцовые облака перекатывались через Главный Кавказский хребет и скрывали снежные горные вершины.

2.

Вид в обратную сторону (на Север) с места ночной стоянки.

3.

Ехали не долго, на плато налетело густое и очень большое облако, на улице стало находиться весьма холодно и мерзко, а самое главное, облако было настолько плотным, что видимость упала практически до нуля. Нас ждал спуск в аул Хасаут, вид с дороги в ущелье открывается красивый, и я не хотел ехать этот отрезок пути во мгле. Решили попробовать выждать световое окно и спрятались под естественным каменным навесом от ветра. Просидели около получаса, но никаких изменений не произошло.

4.

Приняли решение дальше не ждать и выдвигаться вниз, может получится со сбросом высоты выбраться из облачного плена.

Те, кто был на Бермамыте знают этот спуск в ущелье, буквально за несколько километров теряешь 700 метров по вертикали. Спуск не из самых легких и на машине, благодаря сыпучему грунту, а на груженых двух колесах надо быть вдвойне аккуратным. Впрочем мы с Серегой отлично оторвались на этой дороге, а девчонки шли пешком. Постепенно теряя высоту мы выезжали из облака, и начал моросить мелкий дождик.

Вообще весь сегодняшний день был отличным, с точки зрения передвижения на велосипеде, мы 99% времени ехали по красивейшему ущелью вниз на протяжении порядка 20 километров. Отличная грунтовая дорога, переходящая в ровный грейдер, повороты, небольшие серпантинчики, воздух и никого вокруг. Это был один из дней получения реального кайфа от передвижения на велосипеде.

5.

Спустились в аул Хасаут, покумекали, посчитали запасы еды и решили прикупить местного сыра. Зашли в один дом, там никого не оказалось, встретили на улице нескольких местных жителей, они указали на дом в глубине аула, сказали, там живет бабушка, у нее можно купить сыр. Мы с Серегой оставили жен с вещами, а сами отправились за покупками:)

Дошли до дома, постучались в ворота, через некоторое время вышла сильно пожилая бабушка, узнала что мы хотим сыра и пригласила войти в дом. Заходите говорит, присаживайтесь, а сама пошла за угол дома в сарай за сыром. Мы, привыкшие к нашей, средней полосе и к нашим устоям остались стоять у крыльца. Вернувшись с ведром сыра, бабушка сказала, что мы не правы, и по исламским обычаям мы обязательно должный зайти в дом, присесть, выпить чаю и покушать. Это закон, а мы, прежде всего, гости.

Мы зашли в дом. Вообще дом, это громко сказано, то есть, конечно, снаружи он выглядит достаточно большим, но в реальности половина дома настолько ветхая, что жить в ней просто не возможно. Бабушка живет в комнатушке, размером от силы 7-8 квадратных метров, стоит старая односпальная кровать, как раньше стояли у многих в деревнях или больницах, такая, на колесиках, какой-то видавший виды буфет и небольшой низкий столик. Ну и печка. Все. То есть совсем все.

Я совсем не представляю, как можно жить в таких условиях. А зимой? Живет она одна, изредка приезжает племянник из Пятигорска, он сейчас как раз находился у нее. Мужчина лет 30 с бородой. Сидел на маленьком стульчике у стола и обедал лакумом (это тесто, жаренное в бараньем жире), сыром и чаем.

6.


В общем попытались мы купит сыр сразу, сказав что у нас нет времени, что нам неудобно стеснять и вообще нас ждут. Бабушка поинтересовалась кто нас ждет. Мы ответили - жены. Бабушка: "А, женщины?" - "Да" - ответили мы. На что бабушка выдала фразу: "Ну и черт с ними, подождут!". "А вы гости" - говорит - "садитесь и ешьте". Пришлось выпить молока и закусит лакумом с сыром. Посидели, немного поговорили о том о сем, многие говорят - вся Россия кормит Кавказ, ну и где те деньги? С таким же успехом можно говорить про любую область, верха живут в масле, а простые люди загибаются.

После еды бабушкин племянник выдал нож и сказал отрезать сколько нужно. Я откромсал внушительный кусок сыра, на что бабушка улыбнулась и спросила: "Чего так мало?" Видимо, у нее обычно ведрами покупают, озвучила какую-то символическую сумму, мы оставили ей больше, что-то около 200 рублей, получили в нагрузку еще лепешек и лакума. Поблагодарили, попрощались и ушли.

7.


Вернулись к девчонкам, получили по башке за долгое отсутствие, нас не было около часа. Упаковались и двинули дальше, попутно заскочив на нарзаны.

Дальше еще долго спускались вниз по ущелью, кайфовали каждый километр этой дороги. Дело было к вечеру, и я планировал встать на одноименной реке Хасаут в ущелье, но чего-то все приемлемые стоянки мы проскочили и выехали на асфальтовую дорогу из Кисловодска на Джилы-Су. На развилке есть заброшенная база отдыха, потыркались туда и не нашли хорошего места для стоянки, а в перевал разумно не пошли, скоро темнело и шансов подняться до темноты не было никаких.

Вернулись чуть назад в ущелье на базу Медвежий угол. Постучались туда, нам провели экскурсию по гостиничной территории, озвучили цену и отказались пустить переночевать в своих палатках на их территории, потому что они еще не открылись и вообще у них День Рождения ребенка. Базу держат городские жители. Сформировалось у нас острое негативное отношение к это базе и ее владельцам, считаю это позором и крайне не рекомендую данное место, еще и цены конские.

В итоге проехали по ущелью выше еще на пару километров и встали у реки, отлично помылись голышом в бурном горном потоке, поужинали и завалились спать.

Утро выдалось солнечным, выскочили на асфальт, набрали из источника воды несколько литров и ломанулись штурмовать перевал. Это жесть. Я уже не помню какой длинны сам перевал, но перепад высоты был километр с небольшим. 80% времени тащили велосипеды на себе. Подъем занял у нас около 5-6 часов. Хорошо, что не пошли вчера вечером.

8.


С частыми остановками, с одним перекусом батончиками мюсли, зашли в перевал, по пути нас обгоняли машины, некоторые останавливались и спрашивали откуда мы и как у нас дела, желали хорошего пути, некоторые просто сигналили и подбадривающе махали руками:)

На середине перевала к нам подошел чабан. Увидел он нас из далека, шел пешком от кошары вверх метров 700 просто чтобы поздороваться, посмотреть на нас и поговорить, пригласил нас в кошару пообедать, вот такие на Кавказе люди, это настоящие кавказцы. Мы любезно отказались, поблагодарили и отправились дальше.

9.

Визуально дорога начала выполаживаться и казалось даже пошла вниз, но это все иллюзия и обман зрения. Глаз привязывается к горизонту, и кажется, что дорога идет вниз, а на самом деле достаточно серьезный подъем, прикольная штука конечно:) Горы, что тут скажешь. Время перевалило за полдень, и вдруг на перевал нашла туча, начался сильнейший ливень, мы моментально промокли до нитки. Сил уже не было, но останавливаться было нельзя, как только мы прекращали двигаться, ветер и дождь мгновенно выхолаживали наши тела, стало очень тоскливо. Хлюпая кедами, мы продолжали через силу и боль идти и ехать наверх, нужно было обязательно выйти из облака и спуститься чуть ниже. По асфальту уже натурально текли реки воды глубиной по щиколотку. И, как это обычно бывает, в самую плохую погоду что-нибудь случается. Так и тут. Таня пробивает заднее колесо. Начинаем менять камеру, стоять на месте дико холодно, материмся, уже начинаем просто ржать от всей ситуации и злости. Дождь продолжался минут 20-25, наверное один из самых сильных ливней за последний год-два, в который я попадал.

Весь план дня рушиться, решаем вставать на ночь в первом удобном месте и сушиться. Ставим палатки и в этот момент выходит теплое солнце. О как же мы были ему рады! А еще шерстяным овечьим носкам и теплому супу с чаем:) Полянка оказалась что надо!

10.

Покушали, развесили вещи и рюкзаки, сушили пока светило солнце.

11.

Все же стихия - страшная вещь, ей особо не предаешь значения, когда едешь на машине. Но, когда ты под открытым небом без крыши над головой, все чувства обостряются. Ну, по крайней мере у меня было именно так.

Под вечер тучи вроде бы стали расходится. И мы обрадовались, что поспим спокойно.

12.

Не тут-то было. Ветер переменился, и из-за спины, куда только что ушел ливневый фронт, начали накатывать темные тучи, не сулящие ничего хорошего. Быстро попрятав все высохшие манатки, заползаем в палатки и готовимся ко сну.

13.

Ночка выдалась бодрящей. Мы стояли на открытом ровном месте, рядом, кроме сосны в полметра высотой, не было ничего. И тут, в кромешной тьме, начался сильный ливень и начали долбить молнии, да так, что земля дрожала, а звук грома, усиливающийся эхом отраженным от высоких гор, наводил на нас ужас. Таня вцепилась мне в руку, мы лежали вжавшись в землю, хоть я и не показывал страха, успокаивал, что тут куча мест, куда молния ударит в первую очередь, самому было тоже очень сильно не по себе. С неимоверным усилием удалось отогнать от себя мысли и провалиться в сон.

Зато утро вознаградило нас чистейшим небом и самым теплым днем за всю поездку.

14.

Поели каши, вскипятили воду для чая и надолго залипли с кружкой в руках на это вид. Однозначно, один из лучших приемов пищи, даже задолбавшая овсянка была вкусна:)

15.

Сделали пару совместных кадров, собрали лагерь и начали выбираться на дорогу.

16.

Спуск по серпантину к реке Харбас, это там, где все перегревают колодки, был просто шикарен. 15 минут драйва. Несешься со скоростью под 70 км/ч и только успеваешь перекладывать велосипед в повороты. Это прямо огонь, скажу я вам! Но все когда-то кончается, так кончился этот спуск и начался подъем в затяжной асфальтовый перевал. А еще кончилась вода. Набрали из Харбаса пару бытылок, хотя бы рот полоскать и почесали наверх. Меня весь перевал колбасило, ощущался какой-то упадок сил и общая усталость организма. Я сильно отстал, но, ближе к концу многочасового подъема, все снова пришло в норму, за исключением обезвоживания. Не знаю что это было.

Питьевая вода кончилась давно. Мы уже начали полоскать рот речной водой, она была мутная и горькая на вкус. Попробовал попить и выплюнул, гадость! В автомобильной памяти остался только этот перевал и дальше прямая дорога к горе Сирх и спуск вниз. Но, как говорится, хренас два, машина не велосипед, половину подъемов просто не ощущаешь. На практике оказался от реки Харбас до Сирха один сплошной подъем. На улице нещадно палит солнце, в горле уже несколько часов не было ни капли воды.

У дороги был небольшой снежник, солнце подтапливало его, и через землю несколькими метрами ниже выходила талая вода, я набрал в бутылку, и наплевав на все сделал несколько глотков. Она тоже оказалась горькой и не пригодной для питься.

17.

Мимо проезжали редкие машины. Я забив на гордость остановил одну из машин и попросил воды, у ребят была лишь небольшая бутылочка и они любезно налили нам кружку воды, мы разделили ее на четверых, немного полегчало, но этого было катастрофически мало. Ближайшая пригодная для питья вода была в нескольких часах езды от нас. Надо было что-то делать.

Мы продолжили подъем и услышали звук двигателя, из-за поворота показался 105 Ленд Крузер и Паджеро Спорт оба с Питерскими номерами, я помахал им бутылкой в надежде, что у них есть вода. Ленд Крузер затормозил аж в пол, он не успел до конца остановиться, как из него выскочила женщина и на всех парах бросилась к нам с бутылкой воды, видимо вид у нас был еще то, я полагаю :) Пока мы пили, ребята из Ленд Крузера открыли пятилитровку и наполнили нам все велобутылки чистой питьевой водой, за что им огромное человеческое спасибо!

В этот момент я поклялся всегда в поездке возить с собой запасную питьевую воду и буду сам тормозить около пешиков или велотуристов и спрашивать, не нужна ли им вода, во как.

Затем был спуск вниз. Это было что-то! Я никогда не ездил с такой скоростью и не закладывал такие повороты на 180 градусов! Разогнался до 78 км/ч, и перегрел гидравлические тормоза до такой степени, что пошел дым и я вообще еле остановился на одном из поворотов:) Короче спуск - ОГОНЬ!

Внизу у реки набрали питьевой воды, уже планировали начать штурмовать следующий серпантин, последний на пути к Джилы-Су. А затем планировали уйти в ущелье Шаукол и через несколько дней спуститься в Тырныауз. И тут, из маминой из спальни кривоногий и хромой выбегает умывальник , совершенно ожидаемо от водопада выезжает подозрительно похожий на Форд Рейнджер Форд Рейнджер.

Некто klimovs_travels решил размять Форда на Кавказе, нигде не спрячешься от этих москвичей. Конечно я знал, что Алексей будет в этих краях в это время, мы списывались, но я ожидал встретить его гораздо раньше, где-то на плато Бермамыт. Но тут он оказался гораздо более удачно, с нашей точки зрения:)

Начали обсуждать наши маршруты, оказалось, что Алексей с отцом тоже хотели проехать по ущелью Шаукол в Тырныауз, но кто-то из местных им поведал, что перевал засыпан снегом и в это время года его пройти нельзя. Тут сказалась усталость, и мы посовещавшись и посчитав запасы еды и сил взяли на абордаж знаменитый пикап. Забегая вперед скажу, что сейчас мы немного жалеем, что не рискнули самим подняться до перевала и посмотреть возможность его прохода.

18.

Леха вроде пытался сопротивляться, но нас было больше и мы не слушали его, методично привязывая велосипеды и рюкзаки к его машине.

Кое-как упаковались вшестером в машину, на крышке разместили четыре велосипеда и четыре огромных рюкзака. Взяли в заложники водителя и вежливо попросили прокатить нас через все перевалы в ущелье реки Хасаут.

19.

Нашли отличную площадку и на радостях встречи забабахали праздничный ужин из Лехиных продуктов:) Отлично провели вечер за разговорами и умеренным количеством вина. А утром они нас оставили на произвол судьбы, подарив банку кильки в томатном соусе и газовый баллон.

Тут наши пути-дорожки разошлись, Алексей поехал штурмовать Царские ворота, а мы перевал в сторону Кисловодска. Перевал был долгий и тяжелый, погода пасмурная, постоянно накрапывал дождик, а нас сопровождал всю дорогу, а это без малого 10 км огромный пес системы кавказская овчарка.

Дальше был обычный доездинг до Кисловодска. Перед самым городом у меня сломался багажник, закрепил его стрепами и армированным скотчем, так до сих пор и не починил, вроде держится:)

Переночевали в хостеле в Кисловодске, погуляли по городу, а утром выехали на электричке в Мин.Воды а оттуда в Нальчик. Там оставили велосипеды у друзей, гуляли несколько дней по Нальчику, провели сутки в Терсколе.

20.

И затем сутки в Черекском ущелье на Голубых Озерах и Аушигере.

21.

А потом нас ждала долгая дорога домой в поезде Нальчик - Москва. На это наше путешествие заканчивается, но я планирую в скором времени сделать небольшой видеоролик об этом приключении.

Резюмируя велопутешествие скажу так: это новый опыт, определенно он имеет место быть, по приезду в Москву, я был уверен, что больше никогда в жизни не совершу чего-то подобного, а сейчас, по прошествии полугода - уже не кажется все таким негативным и тяжелым. И кто знает, может еще разок-другой решимся на такую авантюру. Кто-то может сказать, что ничего в нашем путешествии сложного нет, но имейте ввиду, я никогда не был в пешем походе, я никогда не таскал на себе всю еду, все вещи и палатку, для меня это все было в новинку. Поэтому я мог где-то излишне негативно или неправильно выразиться или удивиться. Но ведь это мои мысли и мое видение ситуации, а потому, они имеют место быть. Пробуйте разные виды туризма, и вы найдете свой путь!

велопоход, карачаево-черкесская республика, 2015, путешествия, кабардино-балкарская республика, кавказ

Previous post Next post
Up