Сегодня Формула - 1 является самым высокотехнологичным и дорогим видом спорта. Годовые бюджеты команд доходят до 300 млн. долларов США, а финальная гонка сезона собирает к телеэкранам до 600 млн. любителей автоспорта.
И если раньше я не следил за этими соревнованиями, то теперь только и жду, когда же начнется новый сезон. О том, что интересного я узнал и увидел на финальной гонке прошедшего сезона, я расскажу в трёх частях. Сегодняшний пост со снимками первых двух дней соревнований - свободных заездов и квалификации.
Соревнования такого класса проводятся на высочайшем уровне. Перед вылетом я мечтал, как буду перемещаться в течение дня вдоль трассы, в поисках наилучшего ракурса. Но, увы, оказалось, что в такие места пускают исключительно представителей известной автомобильной прессы, телевизионщиков и т.д. Чтобы попасть в этот журналистский пул, необходимо как минимум год профессионально писать о Формуле-1. И никакие VIP-бейджи тут не работают.
Поэтому, подойти близко к трассе у меня так и не получилось. И я с завистью смотрел на старших коллег в заветных жилетках с огромными телевиками в руках.
Гонка всегда проходит в три этапа: в первый день - свободные заезды (два заезда по 1.5 часа), во время которых гонщики знакомятся с трассой, настраивают болид. Во второй день утром ещё одна практика - по пит-стопу (заезд в боксы). Вечером - 1 час квалификация, по результатам которой определяется, с какой позиции будут стартовать болиды в третий день, во время двухчасовой гонки.
В первый день очень мало посетителей и многочисленные аниматоры в основном развлекают фотографов.
Есть два варианта посещения Формулы-1 - купить билет на трибуну или VIP-место в Paddock Club. Он представляет собой зал, где гостей безостановочно кормят, поят и постоянно развлекают. Залов таких очень много и большинство имеют отношение к выступающим командам. В основном сюда попадают представители компаний спонсоров и партнеров, выложив за каждого гостя около 5 000 долларов. Эти деньги не достаются команде, всё уходит Формуле - 1. Вообще, на сколько я заметил, здесь платят абсолютно за «каждый вздох». Организаторы делают деньги на всём, чём только можно.
Вся наша веселая компания основное время проводила в Paddock Club Ferrari. И всё не просто так, а потому что «Лаборатория Касперского» подписала рекламный контракт с Ferrari, и ближайшие два года красный болид будет кататься с логотипом российского антивируса.
В зале кроме безостановочного банкета можно наблюдать и за всеми заездами. Несколько раз в день в гости приходят представители команды Ferrarri и рассказывают что-нибудь интересное.
Джанкарло Физикелла разыгрывает призы среди гостей. Обычно к вечеру ещё дарят всем различные сувениры и подарки от Ferrari. Все ждали Фернандо Алонсо, но, его решили оградить от всех мероприятий - слишком высока была значимость его выступления, общались с Фелиппе Массой.
Если выйти из зала, снизу можно увидеть домики - это офисы команд, они расположены точно напротив Paddock Club и самих гаражей, где находятся болиды. Здесь практически круглые сутки кипит жизнь. На заднем плане - гостиница, вписанная прямо в трассу. У неё всегда стояли самые дорогие автомобили, куча охраны и огромные пробки. Ну и конечно яхты, которые стоят вдоль трассы и их владельцы с друзьями могут наблюдать гонку прямо с палубы.
Но, вернемся в зал, пройдем его насквозь и выйдем на VIP-трибуну. Сначала я вышел без наушников, которые тут раздавали на каждом углу, и через минуту пожалел об этом. Звук от проносящегося по трассе болида такой сильный, что уши начинают болеть через минуту.
Точно под нами - гараж Ferrari, где находятся два болида, пит-лэйн, потом зона старта и зрительские трибуны.
В обе стороны от нас располагаются гаражи и клубы других команд, за которыми с трех этажей наблюдают гости.
Выезжая из боксов, болиды едут по пит-лэйн, ныряют в тоннель и попадают на трассу.
У края трассы располагаются специалисты, следящие за работой разных систем болидов. С двух сторон от них вывешивается информация для обоих гонщиков о времени, за которое они прошли круг (от каждой команды должны участвовать два болида и пилота).
Фанаты :)
Сейчас безопасность гонщика - один из главных приоритетов Ф1. Но, как результат этих мер - гонки стали менее зрелищными. Получилось так, что обогнать другой болид можно, только если впереди идущий гонщик совершит серьезную ошибку или сам пропустит конкурента, а раньше гонщики чуть ли не атаковали друг-друга на трассе.
«Чемпионат мира Формулы-1 проводится каждый год и состоит из отдельных Гран-при, или этапов. В конце года выявляется победитель чемпионата. В Формуле-1 соревнуются как отдельные пилоты, так и команды. Пилоты соревнуются за титул чемпиона мира, а команды - за Кубок конструкторов.
Команды, участвующие в гонках Формулы-1, используют на Гран-при болиды собственного производства. Таким образом, задачей команды является не только нанять быстрого и опытного пилота и обеспечить грамотную настройку и обслуживание машины, но и вообще «с нуля» спроектировать и сконструировать болид.»
Как только болид подъезжает к боксу, ему сразу охлаждают колеса. Из-за всё той же безопасности, машины теперь не заправляют топливом во время пит-стопа.
«Поскольку команды строят болиды по собственным технологиям и ввиду высокой конкуренции команд, в Формуле-1 постоянно рождаются оригинальные технические решения, что ведёт к огромному прогрессу как гоночных болидов, так и дорожных автомобилей.
Самым известным примером серийной технологии, впервые представленной в чемпионате мира Формулы-1, можно считать антипробуксовочную систему (АПС). Впервые система была представлена командой Ferrari в 1990 году. Затем, уже после запрета АПС в сезоне 1994 года, технология постепенно стала внедряться автопроизводителями на серийных автомобилях.»
В Формуле - 1 борьба идет за секунды, отвоеванные на огромных скоростях и с высочайшими перегрузками (в некоторых поворотах пилоты испытывают до 4-5G). Здесь нет мелочей - важно абсолютно всё: дизайн и аэродинамика болида, работа и настройка двигателя, шасси, профессионализм пилота, выбор тактики команды. Всё должно работать на результат, чтобы в итоге хотя бы на долю секунды опередить конкурентов. Говорят, что болид команды Red Bull проезжает круг на 1 секунду быстрее только благодаря своей конструкции и аэродинамике. Так и получается - везде по секунде и ты чемпион.
Особенно важно правильно подобрать шины. Хоть по условиям гонки резину предоставляет одна компания (в этом году закончился контракт с Bridgestone, со следующего года официальным поставщиком будет Pirelli), очень многое зависит от выбора конкретной модели (мягкая, жесткая и т.п.).
Задача гонщика - идеально и максимально быстро пройти трассу. За гонку пилот теряет до трех килограммов веса. В коммерческих командах гонщик ещё и сам платит за то, чтобы выступать (например, наш Петров). В таком случае зарабатывают они на рекламных контрактах, которые смогли сами привлечь. Но, в Ferrari и нескольких других командах всё наоборот и пилоты получают зарплаты.
Объём и параметры двигателей, используемых в Формуле 1, постоянно меняются.
«Мощность двигателей 750-770 л.с. Системы предварительного охлаждения воздуха запрещены. Также запрещено подавать в двигатель что-либо, кроме воздуха и горючего.»
«С 1996-го года боковины кокпита были значительно подняты и усилены, чтобы защитить гонщика при боковых ударах. Для предохранения пилота при переворотах позади кокпита расположены дуги безопасности. Также регламентировано, что в любой ситуации пилот должен иметь возможность покинуть болид не более чем за 5 секунд, для чего ему нужно лишь расстегнуть ремни безопасности и снять руль.
Гонщики Формулы-1 одеты в специальные комбинезоны фирмы Sparco, выдерживающие открытое пламя в течение 14 секунд. Кроме того, гонщики обязаны надевать бельё, подшлемники, обувь и перчатки из негорючих материалов, изготовленные сертифицированными производителями. Шею гонщиков, подвергающуюся во время аварий огромным нагрузкам, защищает система защиты шеи и головы пилотов HANS (Head And Neck Support), адаптированная для нужд Формулы-1.»
Пару раз в день, между заездами, нас водили на экскурсию непосредственно в гаражи.
В это время болид разбирают, проводят полную диагностику, чистят, настраивают и т.д.
Хоть контракт и действует с 2011 года, Женя как-то договорился, что логотип «ЛК» появился на носу болида уже на этой гонке.
Шины находятся в специальных чехлах, поддерживающих необходимую температуру.
Изнашиваются они практически моментально, а после использования их в обязательном порядке возвращают производителю.
Два бокса - в одном болид Массы, в другом - Алонсо.
Ещё пару раз в день всех гостей клубов пускают погулять по пит-лэйн вдоль гаражей. Отсюда можно выглянуть на трассу.
Атмосфера замечательная.
Вечереет. Трасса под гостиницей.
Вид с края VIP-трибун на обычные.
Некоторые фотографы использовали портативный телевизор (можно было взять его) чтобы подловить нужного пилота.
К трассе не пускают, поэтому я удовлетворял свои творческие потребности, развлекаясь с тилт-шифт объективом.
А ребята всё гонялись.
Вечером тут особенно красиво.
А утром всё заново :)
В промежутках между заездами Ф-1, проходили соревнования в других классах гонок.
А я всё искал интересные точки для съемки. И вот вроде бы нашел одну - но, как только начинается гонка - отсюда всех выгоняют :(
Квалификация.
Алонсо и Масса проехали хорошо. Будут стартовать третьим и шестым.
В гаражах наступает относительное спокойствие.
Самый умный моет пол :)
В офисе Ferrari хорошее настроение. Пока все шансы на победу.
Маркировка резины.
А нам пора домой. Завтра важный день - финальная гонка сезона!
Встречающиеся в тексте цитаты - из Википедии.
Отдельная часть - про людей на Формуле - 1