Провинция Шаньси в Китае известна многими памятниками старины сохранившими свой исторический облик. Как известно, Китай славится и своими "новоделами", поэтому немногие уцелевшие памятники древности, это то, ради чего стоит посещать Шаньси. Прежде всего, стоит упомянуть тамошний древний город Пинъяо, это единственный почти полностью сохранившийся средневековый город в Китае. Я писал
о нем ранее. Теперь же хочу поведать моим читателям о его предместьях - о монастыре Шуанлиньсы, он находится в 6 км от Пинъяо. Надо сказать, что монастырей вокруг много, но Шуанлиньсы - это настоящее чудо света. Во время поездки по Китаю его посещение оставило невероятно сильное впечатление на меня. Это тот случай, когда от рядового провинциального местечка ничего особенного не ждешь - и вдруг, делаешь для себя открытие.
Я был во многих китайских монастырях, они достаточно однотипны - павильоны с черепичными крышами и статуи божеств внутри. В Шуанлиньсы все тоже самое, но эффект он производит невероятный, некоторые специалисты считают, что тамошние скульптуры буддийских божеств - лучшие в Китае.
Итак, отправляемся в путь. Мой транспорт запечатлен на фото внизу, это китайский тук-тук, да к тому же с водителем женщиной. О мытарствах, связанных с этим колесным средством передвижения, я
писал ранее в посте про Пинъяо.
Благодаря замысловатому маршруту, который избрала моя "водительница", мне удалось частично осмотреть около монастыря Шуанлинсы еще один древний город, его название я не запомнил.
Здесь нужно отметить, что почти все здешние селения отдаленно напоминают Пинъяо - самый богатый город в данном регионе. Они все окружены крепостными стенами разной степени сохранности и имеют схожую планировку.
Крепостные ворота и остатки стен неизвестного города.
Не знаю, уместно ли эти селения называть городами, но все признаки оных тут присутствуют. Это регулярный план, крепостные стены, возможно где-то сохранились и культовые сооружения. От Пинъяо данное поселение отличается лишь размерами и ухоженностью, вернее ее отсутствием, ведь туристы здесь бывают редко.
Улица неизвестного городка.
Особо удивляет здешняя серьезная фортификация. Буквально, каждое поселение было окружено стенами до 8-10 метров высоты, и такой же (10 м.) толщины. Сработаны они были по классической китайской методе - из утрамбованной земли с внешней обкладкой из обожженного кирпича.
Когда все кирпичи облицовки украли местные крестьяне, стены превратились вот в такие валы, поросшие деревьями.
Сама по себе фортификация поселений, конечно, не новость. Удивляет плотность таких укрепленных городков, включая и сам монастырь Шуанлиньсы. А он имел просто "кремлевские" стены)
Башня ворот в монастыре Шуанлиньсы.
Периметр стен монастыря отстоит от периметра, ныне уже валов, неизвестного городка, о котором шла речь выше, всего на 150 - 200 м. Для Руси, к слову, это немыслимая ситуация, чтобы деревня при монастыре (а скорее, местный город сложился именно при Шуанлиньсы - богатом культовом центре) имела бы такие же стены, как и сам монастырь. В этом просто не было необходимости, жители окрестных деревень укрывались за монастырскими стенами. Здесь же мы наблюдаем замкнутые укрепленные объекты в паре шагов друг от друга. А если учесть, что сам Пинъяо находится лишь в 5-6 км., и вокруг, судя по всему, разбросаны такие же укрепленные городки - возникает понимание, почему именно китайцы возвели Великую китайскую же стену (а вернее стены). Я всегда не устаю повторять, что китайцы, буквально, двинуты на заборах, это существенная часть местного менталитета - огородить стенами любое значимое пространство. Хотя, например, в Магрибе, в Африке, можно найти схожие примеры укрепленных деревень - касб ( и кстати, тоже сделанных их глины и земли). У здешних земель, в Шаньси, были схожие с Северной Африкой проблемы, а именно, постоянное соседство с кочевыми племенами, поэтому дело тут, безусловно, не только в ментальности.
Стена монастыря Шуанлиньсы.
Боевой ход на стенах. Справа, колокольня монастыря.
Здесь видна структура стены, облицовку восстановили только снаружи. Башня со вторыми воротами, однозначно, новодел. Интересно, что в таком маленьком монастыре было, как минимум, двое ворот (может и больше, я не обходил его по периметру)
А вот и парадный вход в монастырь, как и положено, уже внутри крепостных стен, все главные залы огородили еще дополнительными заборами, без этого никак нельзя)
Духи охранители ворот.
И вот мы подходим к главной теме, к самому монастырю Шуанлиньсы. Основан он был еще в 6 веке, во времена расцвета буддизма в Китае по чутким руководством табгачей - монгольской династии, основавшей государство Северная Вэй. К слову, большая часть известных буддийских монастырей в Китае было основано ими же.
Естественно, от построек 6 века ничего не осталось, монастырь был перестроен уже во времена китайской династии Сун, но большая часть нынешнего содержимого монастыря - это эпохи Мин и Цин.
Снаружи, Шуанлиньсы выглядит непримечательно - несколько одинаковых классических одноэтажных китайских павильонов.
Все интересное здесь внутри. Когда я вошел внутрь залов, то даже несколько испугался - вдоль стен стояли и сидели сотни людей и существа на них похожие. Фигуры из глины и дерева сделаны очень реалистично, каждый персонаж индивидуален. Здесь были и старики, и молодые, толстые и худые, карлики и великаны. И на все фигуры время наложило свой отпечаток, краски поблекли, статуи засыпало пылью и паутиной. Честно говоря, мне даже показалось, что это мумифицированные мертвецы расставлены вдоль стен. Тем более посещал я монастырь абсолютно один - здесь не было никого, ни туристов, ни служителей.
Это фигуры архатов, людей, достигших просветления, но не ставших пока буддами. Они в чем-то аналогичны христианским апостолам и святым, видимо махаянский буддизм заимствовал их именно из христианства.
Архат Калика, обратите внимание, какие у него ногти - как у китайского аристократа, а вроде бы был погонщиком слонов)
Судьи в аду.
Позолоченный бодхисаттва и буддийский монах.
Все крупные фигуры загорожены металлическими решетками, чтобы уберечь их от вандализма. Многим статуям здесь более 800 лет, например, фигуры архатов были созданы в эпоху Сун (960-1279 гг.)
Правда, у меня создалось впечатление, что решетки поставили все же с другой целью - дабы уберечь туристов от оживших мертвецов. Например, вот эта "мать духов", явно хочет вылезти наружу.
Мать духов крупнее, видно, что это глиняная статуя на деревянном каркасе.
Опять судьи ада.
Судья ада видит вас насквозь.
Судья ада знает о вас все.
Буддийский монах.
Зал четырех Небесных королей. Фигуры здесь были созданы в эпоху Мин.
Небесный король юга грозно смотрит на нас.
Зал посвященный житию Будды и его учеников. Считается, что в монастыре сохранилось более 1600 скульптурных изображений, а изначально их было более 2000.
Когда были созданы эти фигурки мне неизвестно, но очень они напоминают европейское барокко.
Галереи храмов были расписаны фресками, правда сохранились они очень плохо. Считается, что это фрески эпохи Мин.
Внизу, на фото, лабиринты монастыря, и, на заднем плане, можно разглядеть фигурку моей тук-тукершы. Она начала волноваться - куда это я пропал? В ее планы не входило ждать меня часами. И пошла она меня искать. По-китайски это значит, ходить между павильонами и орать во все горло.
Я не ожидал, что Шуанлиньсы окажется таким богатым объектом, и даже растерялся - начал хаотично снимать все подряд, из-за чего качество многих фото было никудышным. К тому же, везде висели таблички, запрещающие фотографирование, поэтому я старался успеть хоть что-то запечатлеть, пока не появятся "стражи" монастыря. Куда они все запропастились, мне было неизвестно. Зато их функции решила взять на себя мой/моя моторикша, она орала во всю глотку извечное "ноу фото"и пыталась виснуть у меня на локтях, не давая фотографировать - милая женщина:)
Ее крики даже разбудили местного котэ, и он решил поменять дислокацию. Я сначала, было подумал, что это собака, тем более размерами оно было как раз с нее. Но, оказалось, что это все таки, скорее, котэ) Это вам не стамбульские кошечки мяу-мяу, такому котэ в лапы лучше не попадаться)
В зале милосердной богини Гуаньинь - китайского аналога Богини Матери или Богоматери, видно, что решетками загорожены не только стены, но и потолок. Наверно, милосердная Гуаньинь пыталась перелезть через ограду, чтобы схватить беззащитных туристов, но теперь этот фокус ей не удастся.
Это тоже Гуаньинь, здесь она сидит в какой-то вызывающе-завлекающей позе. Эти фигуры были выполнены в эпоху Мин (1368-1644 гг.)
Зал тысячи будд.
Будда Шакьямуни.
Главный зал монастыря.
Здесь сконцентрированы все основные будды - Вайрочана, Акшобхья, Ратнасамбхава, Амитабха, Амогасиддхи.
Мои посты, посвященные Китаю:
Китайские гробницы эпохи Сун. Часть вторая. Китайские гробницы эпохи Сун Музей пыток в Китае Улицы старого Пинъяо Крепостные стены древнего города Пинъяо. Гробницы города Лояна. Циндунлин - величие последней империи Китая. Часть 2
Циндунлин - величие последней империи Китая. Часть 1 Китайские гробницы эпохи Тан. Пирамиды Китая Музей провинции Шэньси в Китае. Эпоха варваров. Музей провинции Шэньси в Китае. Эпоха Древних Царств. Летние дворцы Пекина. Виктор Сегален и его Китай. Гробница Первого императора Китая Мумии Китая. Китайские гробницы династии Мин. Великая Китайская стена - участок Цзиньшаньлин "Лес пагод" монастыря Таньчжэсы. Крепостные стены и башни Пекина. Запретный Город в Пекине.