Поездка на Байкал в сентябре, часть 1 - Иркутск, Листвянка

часть1 - Иркутск, Листвянка
часть2 - остров Ольхон на внедорожнике
часть3 - остров Ольхон пешком

Я хочу рассказать о своем отпуске в районе Байкала. Позже, в заключении, я расскажу подробно о затратах на поездку и пройденных километрах пешком и на автомобиле. Это позволить легко спланировать аналогичную поездку, подстраивая все под свои возможности и желания.
Полный маршрут выглядит так: Уфа-Иркутск-Листвянка-Иркутск-Хужир-на внедорожнике по Ольхону-пешком обратно в Хужир-Иркутск-Уфа.
Поездка была в сентябре. Это не лучшее время для пляжного отдыха, но для фото и видео, наоборот - самое прекрасное. Время - 14 дней отпуска.

Сначала про Иркутск, где я был 3 раза проездом.
На фото символ города на входе в 130 квартал

Приехал в Иркутск из Уфы я поездом, рано утром по местному времени. Кафе еще не начали работать, а до катера-ракеты на Листвянку, на котором я запланировал уехать, было море времени. Поэтому я, прям со всеми вещами, пошел гулять по городу пешком.

Так выглядит железнодорожный вокзал Иркутск со стороны города

Как и на всех наших вокзалах, на выходе приезжих ловит толпа таксистов. Вообще, в целом, вокзал мне понравился. Несмотря на то, что народу в нем много, я оба раза без труда находил место, где присесть в ожидании поезда или рассвета. А неплохие кафе есть рядом вокзалом, но неместные не сразу их найдут. Я, например, по приезду зашел попить кофе в кафе через дорогу от вокзала с розетками, чтобы зарядить телефон, и не знал, что тут часто даже рынки могут быть в подворотне. Так и тут - на обратном пути я без труда нашел неплохую позную, просто завернув в подворотню у того самого кафе "через дорогу".
Кстати, в “кафе с розетками” есть не советую. Дорого и отвратительно (еда пахла несвежей, разогрели в микроволновке).

Отдельно надо сказать, про особенности местного общепита! Я питался в позных. Это недорого и очень вкусно. Позы это что-то похожее на манты. Чтобы покушать нормально, достаточно съесть 2 штуки размером с кулак. Они сытные, много не съесть. Ценник на позы в позных и кафе указывают за штуку. В сентябре 2014 этот ценник был от 32 до 60 рублей. Интересная особенность - после заказа, часто надо ждать 20..30 минут, пока их варят в пароварке. Для обеда за 100 рублей это как то непривычно.
Позы подают и в обычных кафе. Но в позных они стоят дешевле и очень часто не надо ждать готовки. Как я понял, когда людей в кафе много, их варят непрерывно.
Вот так выглядят вывески (это позная около рынка в подворотне)

А это 4 небольшие позы, соевый соус к ним и монгольский чай (ногоон сэй)

Вид на жд вокзал с того берега реки Ангара

В городе много старых деревянных зданий, вперемешку с современными.

Вот такие домики встречал прям рядом с банками и дорогими отелями

Не спеша я дошел до 130 квартала. Место интересное. По сути, это большой торговый центр. Вернее, это восстановленная старая улица 18 века, плавно переходящая в торговый центр. Очень симпатично и необычно.

Квартал находится в треугольнике, образуемом улицами Седова, 3 июля и Козова. Легко найти по навигатору в телефоне.

Тут находятся несколько интересных музеев, но я их посетить не успел, к сожалению. В день приезда, я был с рюкзаком и меня даже в ТЦ с ним не пустили, а где то оставить его возможности не было

Обратите внимание, на деревянные тротуары

От 130 квартала я прямиком поехал в микрорайон Солнечный, где находятся марины для частных судов, стоит на вечном причале старый ледокол Ангара и там же находится вокзал катеров на подводных крыльях "Ракета"

Это Ракета стоит на ремонте рядом с речным вокзалом

А это легендарный ледокол Ангара

На ледоколе работает музей. Билет стоит 100 рублей. Фотографировать разрешают бесплатно

Честно сказать, экспозиция мне не понравилась! Там смотреть нечего. Старые фотографии и тексты. Это было ожидаемо, т.к. ледокол много лет лежал на дне полузатопленным. Смотритель даже рассказал историю, что еще его папа, будучи ребенком, прыгал с него с детьми в воду.

А вот сам ледокол интересен. Там все осталось как было - топки, кочегарка, вентиляция. Даже пахнет в кочегарке углем, несмотря на то, что судно долго было под водой.

Это окна над кочегаркой. Можно представить, как свет падал на людей, которые тут уголь кидали в топки

Верхняя палуба

Носовая часть с брашпилем и клюзами

Бортовые зенитки стоят с обоих сторон. Рассказывают, что во времена Колчака без них в море выходить было просто нельзя

Обратите внимание на ледокольные формы корпуса судна

Теперь перенесемся в другую часть города. Это около делового центра такое место прогулок городское. Называется нижняя набережная реки Ангара.

На Ангаре вдоль набережной стоит море различных судов. Так же, рыбу ловят и с самой набережной и массово с удочками стоят на том берегу реки. Массовая охота на рыбу, какая то! А это, между прочим, был рабочий день!

На улице, выходящей к набережной, находится органный зал готической формы

А эта симпатичная церковь прям на набережной находится

Московские триумфальные ворота, тоже прям на набережной

Из интересных мелочей - проезд на маршрутке типа газели тут стоит 12 рублей!! (в Уфе 25). За проезд с рюкзаком с меня брали 25 рублей всего.
Город весьма симпатичный и уютный. Утром, когда на улицах центра полно студентов, можно насмотреться на девушек буряток.
В районе центрального рынка царит атмосфера восточного базара. Есть целые ряды с турецкой и китайской одеждой, огромные крытые павильоны и лотки с крышами на улице. Тут днем толчея, товары, кафе и транспорт во все стороны. Можно недорого поесть и купить сувениры и продукты в дорогу.

Еще тут продают симпатичных игрушечных нерп! Только не надо покупать китайские! Они не прикольные. Прямо в Иркутске делают от маленьких до здоровенных и главное симпатичных нерп. Они отлично подойдут на подарок ребенку.

Листвянка
Из Иркутска в Листвянку я уехал на катере Ракета. Весь путь занимает около часа. Комфортно, салон как в самолете и можно вылезть наружу и смотреть на брызги разлетающейся вокруг воды.
Ракета пристает к причалу у гостиницы Маяк. Это место, одновременно, является в поселке конечной автобусной станцией и сосредоточением всяких сувенирных лавок и кафе.
Надо сказать, что перед тем, как причалить, Ракета красиво дугой пролетает вдоль Порта Байкал еще по реке Ангара, потом делает длинный разворот уже по самому Байкалу и только после летит к Листвянке. Это была первая встреча с озером. Приятно накатило ощущение "Я на Байкале!!"
Поездка на Ракете стоит 400 руб.

Из Иркутска до Листвянки можно доехать на автобусе. Они ходят от автовокзала. Ходят очень часто - чуть ли не каждые 5..10 минут. По Листвянке перемещаться можно или пешком по набережной или на этих же автобусах. Вышел на остановку, чуть подождал и уже в автобусе.
Автобус Иркутск-Листвянка идет около часа. Стоит 120 руб. За рюкзак в багажном месте взяли 50 рублей сверху (на автобусе я обратно ехал).
Кстати говоря - эти автобусы летают по холмам, как гоночные боллиды! Я даже подлетал в кресле несколько раз ощутимо.

Перенесемся в Листвянку. Поселение тут очень своеобразное. Даже в сентябре здесь море отдыхающих и всяких хиповатых элементов. Девочки с фенечками в кафе приносят еду, на пляже всякие фрики загорают. Часто с тобой начинают говорить на ломанном английском. Какие-то монахини ходят в бордовых одеждах и с огромными крестами на шее. Короче, публика своеобразная. Некоторые надписи дублируются на английском. Почему надписи не дублируются на китайском, я не понял. Китайцев там много.

Вдоль всего поселка тянется вот такая набережная

Под набережной часто появляются полоски пляжей. На них загорают люди.

На мостике через какую то речушку вот такое заснял

Путь пешком по набережной от музея Байкала до "Маяка" (как местные называют гостиницу Маяк) занимает около часа неспешной прогулки. Кушать рекомендую не в ресторанчиках, а в позных. Особенно мне понравилась позная, где надо на второй этаж подниматься по лестнице. Вкусно, просто и недорого. Адрес не запомнил, но она там одна такая.
Омуля разного копчения и сушения активно продают на небольшом рынке у входа в Нерпинарий.
Ценники такие - горячего копчения 100 руб (за штуку цены), холодного копчения 200, вяленые не запомнил.
Штука омуля это рыба на 400..500 грамм весом. Вполне достаточно, чтобы пообедать им!
Мелких костей в рыбе нет. Шкура с копченого снимается как крышка. Выламываешь сочные куски ароматного мяса и и в рот. Это надо попробовать непременно!
Вот на фото мой обед за 100 руб.

Жить в палатке я не стал, когда узнал цены на аренду комнат. Я был после 3х дней в поезде и очень уж мне захотелось помыться в душе и зарядить все устройства как следует, перед Ольхоном.
Я арендовал комнату я за 700 рублей в сутки. Номер у меня был с балкончиком и видом на озеро.
Вид из моего номера на закате на фотографии. На этом балкончике я пил ароматный чай с местными травами и пряниками, наблюдая как заходит солнце

Все время моего пребывания в Листвянке тут стояла очень жаркая погода. Асфальт пыхал жаром, очень хотелось просто поваляться на пляже. А ходил я в футболке. Последнее ощущалось странным - тут Сибирь, а приехал я с более теплого, как я думал, Урала. Дома уже без свитера и курток не ходят, а тут люди загорают!

Музей Байкала. Вход 300 рублей (с погружением), фотографирование 100 руб. Фотографирование можно было не покупать! Фотографировать там особо нечего и вообще никто не проверял у меня этот второй билетик. Музей посетить надо непременно!
GPS музея N51° 52.109' E104° 50.196', адрес Листвянка, ул. Академическая, дом 1
Можно не заморачиваться с навигацией, а просто попросить водителя автобуса остановить у музея. Это на въезде в Листвянку находится. Вход в музей прям на остановке.

Что такое погружение? Там фотографировать нельзя, поэтому просто расскажу - там как бы ты сидишь в батискафе, а как бы в иллюминаторах происходит погружение на дно озера. Гид попутно рассказывает массу интересной информации. Советую посетить.

На фото глубоководный аппарат для изучения озера, находящийся у музея

Это видео с камеры на дне озера

А это там есть зал, где в склянках плавает всякая микроживность из озера и ее можно посмотреть своими глазами через микроскоп

Еще там есть 2 объемные карты озера, где наглядно видны глубины на разных участках. Мне вот эта, что на фото больше понравилась. Обратите внимание, какая маленькая глубина у Байкала в Малом море (это между Ольхоном и основным берегом).

А это бокоплавы. Жуткие неземного вида существа! Они обитают в глубинах Байкала и сжирают всю падаль там. Именно из-за них в озере никогда не находят утопленников. Но и чистота воды, при этом, тоже заслуга и этих существ тоже.

Они ползают в аквариуме по сетке, иногда отпускают ее и медленно и зловеще падают на дно. Становится не по себе при виде этих существ. Они довольно крупные! В свернутом виде сантиметров 5 в диаметре.
Ниже на фото несколько бокоплавов пожирают труп рыбы

Омуль

Бассейн с нерпой. Они очень забавные звери!
Это большой зверь играет в поплавок.

А это маленький зверек

Еще в музее много всяких образцов камней, описаний интересных и мумий всяких животных и рыб. Но фотографировать я это не стал. Это не интересно на фото.

Вышли из музея... обошли здание с любой стороны... и увидели дорогу, которая петлями уходит в гору. Вот по ней нам и надо топать, чтобы попасть к началу подъемника до Камня Черского.
Вообще, это небольшая горнолыжка! Зимой горнолыжка, а летом просто туристов на гору поднимают.
Начало канатки N51° 52.367' E104° 50.617'
Топать от музея Байкала нормально так - несколько км в гору. И транспорта там нет. Зато там можно неслабо срезать петли автомобильной дороги, если топаете пешком! Следите внимательно за тропинками для этого.
Указатели по дороге

С горнолыжных трасс открывается вид на озеро. Буду тут зимой, обязательно покатаюсь!
Схема трасс

Подъем на канатке стоит 120 рублей. Если не хотите топать обратно с горы пешком, а сейчас лето и лыж у вас нет, то надо купить билет туда и обратно сразу. Это стоит 200 руб. Тут принимают карточки к оплате, кстати.
Подъемник кресельный. Горнолыжникам такие знакомы.

От вершины надо пройти еще с километр до обзорной площадки. Там есть беседка с крышей, где можно спрятаться от дождя, много народу и все увешано разноцветными тряпочками

Вот такой вид на Порт Байкал открывается отсюда

Собственно, сюда и забираться стоит только ради этого вида и все. Ну или погулять по лесу, если хочется.

Если спуститься обратно к музею и перейти дорогу, то окажемся на остановке автобуса в сторону "Маяка". А если по тропинке пойти к озеру далее, то придем на паром на Порт Байкал. Но я на него не успел, к сожалению. Времени не хватило.

Отсюда я переместился до "Маяка" на автобусе. И там пара сотен метров до Нерпинария пешком.
Нерпинарий находится по адресу Листвянка, ул. Горького, 101-а.
GPS N51° 50.732' E104° 52.529'
Его легко найти по характерной большой округлой крыше.
Снимать внутри нельзя! Поэтому фотографий не будет.
Билет для взрослого стоит 350 рублей. Представление начинается каждый час в 00 минут. Чтобы не ждать следующего представления, лучше подойти вовремя, минут за 10 до очередного часа. Если что, около нерпинария есть кафе.
Представление очень интересное. И его надо непременно посетить! Детишкам можно после выступления фотографироваться со зверями в специальной комнате с маленьким бассейном.

Дайвинг
Фотографировать меня в ластах было некому, поэтому только текст.
Могу поделиться тем, что о погружении я договорился заранее еще из Уфы. И крайне сложно было найти инструктора на интро дайв на рабочие дни!
В выходные с инструкторами проще.
Интересно, что сарай со снаряжением у местных дайверов находится через дорогу от озера! Это означает, что меня облачили в гидрокостюм, надели систему с тяжелыми баллонами и грузы на пояс, дали в руки ласты и отправили через дорогу к озеру. Переход дороги мужиком в таком виде сильно шокирует водителей!
Представьте - едите такие по дороге, а тут на обочине стоит водолаз в полном облачении
Особенно прикольно было, когда я обратно выходил, отекая водой. Из машины выскочил какой то немец, снимая меня на видео камеру и жестами попросил вернутся и еще раз перейти дорогу перед его машиной, чтобы он снял на видео это еще раз.
Стоит это удовольствие 3200 рублей.

Что еще
Если бы позволило время, я бы еще в Листвянке посетил бы театр бардовской песни, позагорал бы на пляже и погулял бы по Порту Байкал на том берегу Ангары, а там, кроме самого поселка еще и круглобайкальская железная дорога есть с ее тоннелями!