Перу. Арекипа - монастырь Св. Катерины Сиенской (Santa Catalina de Siena).

Nov 28, 2013 11:26



Четырехсотлетний монастырь Св. Катерины Сиенской (Santa Catalina de Siena) считается обязательным к посещению. И это так! Если вас занесло в Арекипу, не пропустите это сказочное место!

Впрочем, сначала я отнеслась с подозрением к идее сходить в монастырь. Прочитав в путеводителе, что будучи в Арекипе надо обязательно и всенепременно посетить монастырь Santa Catalina de Siena, я подумала, что интерес к этому месту как-то нарочито преувеличен и раздут. К тому же, в Арекипе мы собирались провести всего полдня - не лучше ли посвятить это время прогулке по городу? Что мы, монастырей что ли не видели? Изучив несколько восторженных отзывов, которые все сходились во мнении, что этот монастырь великолепен, тих, красочен, и вообще, "город в городе", я решила, что все же надо заглянуть. На слово я им не верила, потому что из окна нашего отеля монастырь выглядел довольно уныло и не обещал оправдать уже завышенные к тому времени ожидания. При взгляде на внешнюю монастырскую стену казалось, что монастырь маленький и больше часа мы там не проведем:



В монастырь мы пришли прямо к открытию и были буквально первыми посетителями. Так как время у нас было ограничено, мы решили походить по монастырю с экскурсоводом, и это было очень правильно! Самостоятельно мы ни за что бы не разведали столько интересного.



Монастырь был основан в 1579-80 годах, сорок лет спустя после основания города. В течение веков монастырь расширяли и достраивали, получив то, что мы можем видеть сейчас - без преувеличения город в городе. По площади монастырь занимает около 20 тысяч кв.м. Когда-то там скрывались от мирских забот 450 монахинь и их прислуга. В 1970 году город потребовал, чтобы монастырь провел электричество и водопровод, но у монастыря не было денег на благоустройство. Именно тогда было принято решение открыть часть монастыря для посещения простыми смертными, и таким образом получить необходимые для модернизации деньги. Монахини переместились в другую часть, которая по-прежнему закрыта для всего мирского.



Монастырь, неожиданно для меня, оказался необыкновенно красочным и ярким.



Первой жительницей монастыря стала Doña María de Guzmán, вдова Diego Hernández de Mendoza (если я не ошибаюсь, он был губернатором города). В октябре 1580 года её объявили основательницей монастыря. Она принесла с собой и внушительное наследство, которое полностью было в распоряжении монастыря. Вскоре в монастыре появились новые сестры, но не все принимали обет монашества, многие жили просто в удалении от мира.





Многие знатные семьи пользовались монастырем как школой с проживанием, отправляя туда девочек в возрасте 6-7 лет, а то и раньше. Девочке определяли наставницу, которая обучала её наукам и этикету. Девочка жила в одной комнате с наставницей. Девицы, воспитанные в монастыре, почитались за особо хороших жен, говорят, что за ними выстраивалась очередь соискателей. Ещё бы, неприхотливая, покорная и образованная жена! Но некоторые девицы отказывались покидать монастырь и становились монахинями.



Нам рассказали, что в то время, в зажиточных семьях было принято второго ребенка "отдавать богу". Если вторым рождался мальчик, то он непременно должен был стать священником, если девочка - монахиней. В монастырь девочек отдавали в возрасте 13-17 лет, где их начинали готовить к жизни в монастыре. Монастырь принимал девочек только из зажиточных семей - семья должна была выдать своей посланнице приличное наследство. Девочки жили в отдельном от остальных монахинь дворике - этот дворик находится прямо напротив входа в монастырь:



У каждой девочки была своя комната с довольно аскетичным набором мебели. Кровати в монастыре во всех комнатах располагаются в нишах - меры безопасности на случай землятресения.



Комната запиралась снаружи и отпиралась лишь три раза в день: два раза для молитвы в соседней часовне и один раз для прогулки по дворику. Еду девочкам передавали через окно, ели воспитанницы в одиночестве. Девочкам запрещалось бегать, смеяться и даже улыбаться. Когда они выходили на прогулку, то даже говорить друг с другом было нельзя.

Крытые галереи и часовня для воспитанниц





Позже, когда девочек постригали в монахинь, они переезжали уже на территорию основного монастыря. Под белыми каменными окладами - двери в квартиры монахинь.



У каждой монахини была своя отдельная квартира с одной-двумя комнатами, кухней и комнаткой для прислуги. Квартиру покупала семья монахини, поэтому размер квартиры зависел от уровня благосостояния семьи. Обстановка в квартирах, в целом, была довольно аскетичной - простые столы и кровати, но при этом предметы быта могли быть совсем не аскетичные - лиможский фарфор и столовое серебро, к примеру.

Типичная гостиная



Монашеская спальня



Кухонька - ступеньки над печкой уходят к комнатке прислуги. Недалеко от печки обязательно был загончик для морских свинок. Их держали "на голодный день", т.к. в содержании они просты, питаются объедками, и при этом являются неплохим источником протеина. В одном из двориков в монастыре до сих пор держат морских свинок на потеху публике. На фото справа - фильтр из вулканического камня, при помощи которого очищали воду для питья.





Кухонная утварь



А вот роскошные предметы быта





То, что осталось от зажиточных монахинь сейчас выставляется в маленьком музее, который располагается в бывшей монастырской больнице - там и фарфор, и серебро, и богатая вышивка золотом (монастырь славился своими вышивальщицами) и богато украшенные религиозные скульптуры. Кстати о больнице - обычно, монахини справлялись своими силами, но в особо сложных случаях вызывали доктора. Доктор-мужчина находится под пристальным наблюдением старшей монахини.



И девочкам-воспитанницам, и монахиням не разрешалось видеться с родственниками чаще 1 раза в месяц. Встречи проходили по тюремному принципу - с одной стороны решетки находилась монахиня, с другой - родственники. Рядом с решетчатым окном - вращающаяся полочка, при помощи которой родственники могли передать передачку (в основном, нитки для вышивки). Встречи проходили в общем зале под присмотром старшей монахини, только самим старшим монахиням выделялась отдельная комната для встреч. Более того, когда монахиня умирала, то её родственники даже не допускались на похороны. Отсюда интересная особенность портретов монахинь - они почти все изображены с закрытыми глазами. Дело в том, что при жизни портреты почти не писались, а большинство портретов писалось уже после смерти монахини, для её семьи. Хоронили монахинь на кладбище при монастыре. Кладбище существует и по сей день и закрыто для широкой публики. В этом зале читали молитвы над усопшей, тело которой помещали вот в такую специальную погребальную люльку . Сейчас на стенах висят портреты усопших, которые остались невостребованными семьями...



Этот зал для усопших находится в Апельсиновом дворе с крытой галереей (Claustro los Naranjos). Этот двор представляет собой площадь, на которой, как вы догадались, растут апельсиновые деревья. На площади установлены три креста, которые служат в церемонии Страстей Христовых. В эти дни монастырь закрыт для публики, а избранные монахини проводят целый день привязанными к кресту, переживая страдания Иисуса.



В крытой галерее апельсинового двора находятся картины (отреставрировать бы их не мешало) - сначала кажется, что это фрески, но приглядевшись видишь, что это картины на холсте. На этом фото не очень четко видно, но по правой стене, в каждом своде - картина:



А вот так жили старшие монахини - тут уже и обстановка совсем не аскетичная



И портрет с открытыми глазами



Им даже полагался личный дворик



И более того - отдельный туалет, а не ночная ваза



Красное - это самая старая часть монастыря, именно отсюда началась застройка. Домики тут мельче



И крыши сделаны по-старинке



Эта улица ведет к площади Зокодовер и к монастырской церкви



Площадь Зокодовер (Zocodover) была названа по арабскому слову, обозначающему обмен или бартер - здесь монахини собирались по воскресеньям для обмена религиозными поделками.







Монастырская церковь была несколько раз перестроена (из-за землетрясений). В церкви имеется серебряный алтарь, посвященный сестре Ana de Los Angeles Monteagudo. Металлическая решетка отделяет монашескую часть церкви от публичной.



Внутрь церкви мы не попали, но поднялись на небольшую смотровую площадку на церкви. Если бы дымки не было, то можно было бы увидеть заснеженные вершины гор вдали, за облаками.





Вид сверху на монастырские лабиринты



Эта улица ведет к большой и необычной прачечной



Постирочная представляет собой удивительно интересную картину из сообщающихся глиняных полусосудов. Чтобы набрать воду в сосуд, надо было заткнуть в нем дырку, перенаправить поток воды в желобе и ждать, пока наберется вода.





Напротив прачечной находится крытый бассейн-купальня, где монахини мылись перед праздниками - такую роскошь они позволяли себе лишь 7 раз в год. Прислуга мылась в похожих бассейнах на улице, неподалеку от прачечной. Там же находится небольшой сад-огород. В саду растут гигантские папайи и огромные деревья авокадо







Одна из самых интересных монахинь, проживавших в этом монастыре, пожалуй сестра Ana de Los Angeles Monteagudo (1595 - 1668), которая жила в монастыре с трех лет и была как раз той девицей, которая не захотела выходить замуж, а пожелала остаться в монастыре. Она была выбрана старшей сестрой и установила политику жесткой экономики.



Она умела точно предсказывать смерти и болезни, кроме того, она обладала и целительной властью. Говорят, что она заказала портрет художнику, который был сильно болен. Одновременно с окончанием портрета художник чудесным образом исцелился. Спала она на жесткой кровати, да ещё и на колючей подстилке. В старости она ослепла и была не в очень хорошем здравии.





Когда Ана умерла, её тело не забальзамировали, как тогда было принято, потому что оно не издавало никакого запаха. Её захоронили в полу монастырской церкви. Говорят, что когда спустя 10 месяцев её тело достали, то оно оказалось таким же, как и в день смерти. Считается, что и после смерти она не утеряла целительной власти. Монахини неоднократно писали о случаях исцеления, когда больной дотрагивался до вещей, оставшихся от Аны. Вскорости после смерти было подано прошение о причислении её к лику святых, выходит, в конце 17 века. Однако, к лику святых её причислили только в 1985. Вот это бюрократия в Ватикане!

И опять синее и красное



Несмотря на довольно строгие правила монашеской жизни, за стенами монастыря монахиням жилось неплохо. Говорят, что они даже приглашали музыкантов. Но в 1871 году до Папы Пуя IX дошли слухи об этом роскошном монастыре, и он выслал сестру Жозефу Кадену, доминиканскую монахиню, с проверкой. Приехав в монастырь, она тут же начала реформы. Все "приданое", принесенное монашенками, было отправлено в Европу, все слуги и рабы были распущены (у них был выбор либо покинуть монастырь, либо остаться там в роли монахини). Тут же появилась общая кухня, где работали все монашенки, а жить они перебрались в общую же комнату/зал - у каждой монашенки была лишь занавеска, которой она могла огородить личное пространство. В этом огромном зале теперь располагается галерея. В галерею можно войти через главный двор с крытой галереей - он самый большой двор в монастыре. По стенам - картины с изображением жизни Марии и Иисуса. Там же находятся несколько исповедален.





А в галерее представлены работы художников школы Кускеньо и Арикипеньо







После реформы еду стали готовить на общей кухне. Монахини дружно готовили на всех, без помощи слуг.



Утварь коммунальной кухни



Колодец прямо на кухне



Со сменом образа жизни популярность монастыря стала стремительно снижаться. Сейчас там живет около 30 монахинь возрастом от 19 до 90 лет. Живут они в закрытой для туристов более новой части монастыря - на этом фото в конце улицы виден новый дом, это теперешняя обитель монахинь.



Несмотря на то, что в монастыре можно запросто провести целый день, нам уже пора покинуть эту обитель тишины - нас ждут мирские приключения :)







Перу

Previous post Next post
Up