Сарга 20. Учение о достижении дживой нирваны
1. Васиштха сказал:
Тотальное существо является понятием по своей природе и то, что в нем самом возникает как понятие, то тут же как будто воплощается как состоящее из пяти элементов, начиная с пространства.
2. О Рама, все существующее в мире мудрые знают как понятие, видимое в той форме как помыслено, когда у Вирата, тотального существа, появляются понятия об объектах, состоящих из пяти элементов.
3. Вират является причиной всего в мире, и следствия имеют ту же природу, как и причина.
4. Как творит этот Вират, так творит в себе и каждое индивидуальное существо, - все происходит в собственном сознании, которое сознательно, а не бессознательно.
5. Также возникают все существа, от змей и до Рудры, как иллюзорно разрастается в пылинке гора, подобно дереву вырастающему из семени.
6. Вират пребывает в каждой сущности - от змеи и Рудры и даже в мельчайшем атоме - благодаря осознанности бесконечного Сознания, а не инерции.
7. Как Вират в чистом Атмане проявился как этот мир, так он и пребывает во всем в этом мире, - в каждом существе и даже в пылинке.
8. С абсолютной точки зрения нет никогда ничего плотного или тонкого. Чтобы и как бы ни появлялось в Сознании, то и именно так тут же ощущается.
9. Разум возникает из луны и луна возникает из разума. Существо порождается существом, имея ту же природу, как текучая вода меняет свое состояние.
10. Семя, напоминающее снег, считается сущностью живого существа, дживы. Оно является самим неизменным блаженством, и так продолжает существовать.
11. Джива считает это отражение блаженства собой, и считая себя этим, оно этим становится.
12. Затем сознание дживы отождествляется с пятью элементами. В этом нет причинно-следственной связи.
13. Из-за отсутствия противостояния и различия в их природе, их «собственная природа» - это только указатель без собственного значения.
14. Джива живет сам по себе как индивидуальное сознание, которое и внутри, и вовне пяти элементов, невидимое как ветер.
15. Устремление к ощущаемым объектам и отождествление с элементами скрывает истинную сущность как туманом, подобно тому как рожденный слепым не видит дороги.
16. Джива оставляет свою недвойственность и утверждается в двойственности, не видя свою природу, скрытую разросшимся миром, как ветер, скрытый силой движения.
17. Освобождением называется разрушение огромного узла невежества в виде неверного понимания своей природы.
18. О Рама, оставайся теперь без чувства «я», пусть туча невежества рассеется. Будь недвойственным неразделенным полным Сознанием, не имеющим имени, превосходящим реальное и нереальное и всегда сияющим как реальное и нереальное.
Такова сарга двадцатая «Учение о достижении дживой нирваны» второй части книги шестой «Об освобождении» Маха-Рамаяны Шри Васиштхи, ведущей к Освобождению, записанной Валмики.