Йога Васиштха - книга 6, часть 2, сарга 3 (новый перевод с санскрита)

Feb 07, 2023 13:31

Сарга 3. Учение о прекращении воспринимаемого

1. Рама спросил:
О лучший из мудрых, как воспринимаемое может стать невоспринимаемым? Ведь у нереального нет существования, а у реального нет несуществования.
2. Васиштха сказал:
Именно потому, что у нереального нет существования, а у реального нет несуществования, с легкостью сам по себе разрешается вопрос с восприятием и невосприятием.
3. Слово «восприятие» и объект восприятия подобны иллюзорной змее, видимой вместо веревки. Знай, что они появляются в нереальности, подобно воде, видимой в мираже.
4. Неосознание их является благом, их восприятие приводит к страданиям. Поэтому пробудись к реальности, оставь нереальное, О Рагхава.
5. В живых существах осознавание объектов восприятия приводит к огромным страданиям. Уничтожив с корнем восприятие объектов, оставайся в том, что есть.
6. Когда оставлены все восприятия и объекты, обретается нирвана, которая есть высочайший ОМ и спокойствие.
7. Различающий оставляет чистые и нечистые действия. С осознанием истины понимается их несущестование.
8. С уничтожением корня действия прекращается и сансара. Для этого требуется интенсивное исследование, пока действия не останется.
9. Как плоть плода бильва не имеет ни малейшего отличия от бильвы, также знание и осознание по своей природе ничуть не отличны от чистого Сознания.
10. Как сделанное из глины ни в чем не отлично от глины, так пространство и другие объекты ни в чем не отличны от высочайшего Сознания.
11. Как не отдельна вода от присущей ей текучести, так нет разделения между разумом и сознанием, являющимся его природой.
12. Как текучесть существует в воде, как свет в огне, также в Брахмане существует разум, неотдельный от Сознания.
13. Действие, являющееся осознанием, появляется в нем без причины, подобно иллюзии привидения, и потому оно не существует как если бы и не появлялось.
14. Действие, или осознание, - это проявление Сознания, как движение - это проявление ветра. Оно не имеет причины, и потому нет разделения в Сознании ни внутри, ни вовне.
15. Тело - это продолжение действий, оно основано на чувстве «я» и понятии о творении. Действие прекращается с невосприятием чувства «я», как движение пропадает, когда прекращается ветер.
16. Прекратив восприятие чувства эго и осознав свою бесконечную природу, будь тверд в знании, как камень. Уничтожь сам корень сансары, как кабан вырывает корни своими клыками.
17. Только так можно избавиться от всех остатков семени действия, и никак иначе, О Рагхава. После этого они уничтожены навсегда.
18. Когда ограниченное сознание полностью избавляется от семени действий, для него не остается объектов, отдельных от него самого, чистого Сознания.
19. Те, в ком действие прекратилось, ни за что не держатся и ни от чего не отказываются. Они не знают ни отказа, ни получения, и их разум совершенно спокоен.
20. Знающие истину, с сердцами, безграничными как пустое пространство, пребывают в том, что есть. Их действия соответствуют моменту, и они ничего не делают.
21. Как несомые потоком, двигаются спокойные разумом, действуя только своими органами действия, подобно ребенку в полусне.
22. Когда их разум обретает необусловленность, даже желательные объекты совершенно теряют для них свой вкус. Они пребывают ни внутри, ни вовне, как совершенно неразумные.
23. Такое понимание и есть оставление действия, и такой человек - пробужденный. Действие нереально, и нет в нем иного смысла, что тут делать или не делать?
24. Оставлением действия называется неосознание и невосприятие его, отсутствие склонностей и желаний, спокойствие и полное равновесие.
25. Действие, которое сразу же полностью забывается и совершенно не вспоминается снова, не вызывая волнения, как внутри камня, называется оставлением действия.
26. Неверно считающие себя пробудившимися принимают неоставление действия за оставление. Они подобны животным, и ими развлекается появляющийся из невежества демон оставления действия.
27. Только оставлением действия с корнем обретается спокойствие. Для таких остающихся в спокойствии нет никакой разницы ни в действии, ни в бездействии.
28. Избавившись от семени действия, корня загрязнения, знающие истину пребывают всегда блаженно в нераздельном спокойствии.
29. В потоке случающихся действий они едва двигаются, не вовлекаясь в действие, как непроизвольно движется опьяненный вином или как будто движимые внешней силой.
30. Они сияют отблеском освобождения, как влюбленные, спустившиеся на землю, наполовину пробужденные, наполовину витающие в грезах.
31. Настоящим отречением от действий называется только отречение с корнем. Отречение, при котором корень остается, подобно обрыванию с дерева листьев и веточек.
32. Когда у дерева действия оставлен корень и обрываются только ветки, новые побеги вырастают тысячами, приводя к увеличению страданий.
33. Оставление действий достигается неосознанием их, мой сын, как я тебе объяснил, и никак иначе. Поэтому практикуй только это.
34. Кто только внешне оставляет действия, не следуя этому методу, тот просто бесполезно избивает воздух.
35. С осознанием собстенной природы отречение от действия происходит само по себе. Даже огромное действие, совершенное без эгоистического желания, становится не-действием, подобно прожаренному семени, которое только сохраняет форму семени, но не может прорасти.
36. Действие, совершаемое разумом и органами чувств, приносит результат, потому что воспринимается вкус действия. Действие, совершаемое только движениями тела, не имеет результата, как порождение тела.
37. Отказавшись от действия осознанием, освобожденный при жизни дживанмукта, не имея склонностей и желаний, остается в спокойствии, живя в доме или в лесу, в богатстве или бедности.
38. Для умиротворенного его дом подобен уединенному далекому лесу, а для неспокойного даже уединенный лес подобен полному толп городу.
39. Для мудрого, чей разум спокоен, даже во сне находится в уединении, чистое безграничное пространство его сердца для него и есть уединенный лес.
40. Для мудрого, для которого прекратились видимости объектов, весь мир - огромный лес, подобный неподвижному пространству, в котором полностью отсутствют все отдельности.
41. Для невежественного с бесконечными фантазиями, который носит весь мир в сердце, мир представляется огромным океаном.
42. Для страдающего невежественного человека суетливый город, пребывающий в его сердце, полон различных объектов и действий, представляющих многочисленные опасности со всех сторон.
43. Чистый мир отражается, как в зеркале, в нечистом сердце многочисленными обязанностями, действиями, изменениями и состояниями, с городами, поселениями, долинами и горами.

Такова сарга третья «Учение о прекращении воспринимаемого» второй части книги шестой «Об освобождении» Маха-Рамаяны Шри Васиштхи, ведущей к Освобождению, записанной Валмики.

васиштха, vasishtha

Previous post Next post
Up