Сарга 2. Учение о разрушении семени действия
1. Васиштха сказал:
Как глинянная армия - это только глина, так этот мир - это только блаженное неподвижное Сознание, пребывающее в самом себе и лишенное понятий о двойственности и невдвойственности.
2. Разум, чувство эго, интеллект и все прочее, обусловленное факторами времени, формы, действия, названия и энергии есть только Сознание.
3. Все формы, осознаваемые разумом, состоят только из глины блаженного бесконечного Сознания, и когда есть только оно, что и кем может восприниматься?
4. Знающий, знание и объект познания, место, время, направление и все прочее, свсе видоизменения существующего и не существующего по природе своей состоят из глины блаженного Сознания.
5. Нет понятий о «я» и «моем», отличного по сути от высочайшего Брахмана. Оставайся с разумом, не привязанном ни к чему, в молчании, подобном тишине внутри камня.
6. Рама спросил:
О мудрый, для того, кто понял иллюзорную несуществующую природу понятий «я» и «мое», к чему необходимость отказаться от дурных действий и зачем следовать хорошим действиям?
7. Васиштха ответил:
О безгрешный, тогда я спрошу тебя, ответь мне истину, если знаешь, - что на самом деле называется действием?
8. Каковы пределы действия и его причина? Скажи, что должно быть уничтожено и как это уничтожить?
9. Рама сказал:
То, что должно быть уничтожено, то несомненно тут же должно быть уничтожено с корнем, а не обрубанием ветвей и листьев, О Бхагаван.
10. Мудрый должен уничтожить и хорошие, и плохие свои действия с корнем, тогда они будут уничтожены полностью.
11. Выслушай, О мудрый, мои объяснения о корнях этого дерева действия, с обрубанием которых дерево остается без корней и не может прорасти снова.
12. О мудрый, пока существует тело, возвышается дерево действия. Оно растет в лесу сансары, с многочисленными и разнообразными побегами и лианами.
13. Семя этого дерева - прошлые действия, его плоды - радости и страдания, один миг оно молодо и красиво, и скоро расцветает бледными цветами старости.
14. Постоянно ужасная обезьяна времени ломает его ветви, в зиму сна оно роняет листья сновидений.
15. Его рост прекращается осенью старости, и оно теряет сухие листья старых желаний. Оно растет в чаще леса, окруженное кустами многочисленных родственников.
16. Розовые ладони, ступни, ягодицы и прочие части тела - колышащиеся и дрожащие листья этого дерева.
17. Розовые нежные пальцы - играющие на ветру молодые побеги с прожилками нервов и костей.
18. Ряды ногтей - постоянно растущие нежные мягкие почки с острыми краями, напоминающие молодую луну.
19. Прошлые действия разрастаются в виде тела, корни этого дерева - кривые и узловатые органы действия.
20. Они погружены в грязь, их поддерживают узлы твердых костей, их питают соки скрытых желаний и наполняет кровь тела.
21. Знай, что корнями этих сильных органов действия, покрытых приятной мягкой кожей, являются разум и органы чувств.
22. Пять основ органов чувств простираются на далекие расстояния, они погружены в грязь склонностей и скрытых желаний, они могучи и привлекательны.
23. Их корнем является разум, который простирается во всех трех мирах, к нему течет непрерывный поток питательных соков по пяти каналам органов восприятия.
24. Его корнем, или основой, является индивидуальное сознание дживы, которое есть сознание, обращенное к осознаваемому, основой которого является чистое Сознание, единая причина всего.
25. Основой этого Сознания является Брахман, у которого нет причины. Он есть абсолютная реальность из-за своей неописуемости, бесконечности и чистоты.
26. Семенем всех действий является ограниченное сознание, которое создает действие, осознавая себя в себе.
27. О мудрый, только это сознание является семенем действий, в его огромном пространстве появляется дерево тела.
28. Когда в этом сознании есть ощущение ограниченного «я», оно становится источником действия, если в нем нет этого ощущения, тогда это высочайшая реальность.
29. Когда это сознанние осознает осознаваемое, оно становится источником действия, без этого - оно изначальное безграничное Сознание.
30. Поэтому только ограниченное сознание является причиной действий, в согласии со сказанным тобой ранее, О лучший из мудрых!
31. Васиштха сказал:
О Рама, природа этого тонкого действия является собственное сознание, которое остается, пока живет тело, - что тут оставишь и что сделаешь?
32. То, что оно осознает внутри или снаружи, скоро ощущается внутри и снаружи, будь это реальным или нереальным, это все равно заблуждение.
33. Если оно не осознает, то освобождается от заблуждения. К чему размышлять о том, реально или нереально это заблуждение?
34. В этом ограниченном сознании видятся заблуждения, называемые склонностями, желаниями, разумом, действием, понятием и прочим.
35. В теле вопрощенного, пробужденного или не пробужденного, разум, ограниченное сознание, есть все вплоть до физического тела, и его невозможно оставить.
36. Воистину, можно ли оставить свою индивидуальность? Когда полностью пропадает смысл слова «действие»,
37. Оставив и действие, и бездействие, остается только собственная нерожденная природа. При невозможности оставить действия,
38. Кто оставляет понятие о необходимости действовать, тот ничего не делает. При пробуждении само по себе пропадает объектное восприятие,
39. Это невосприятие мира известно как оставление или непривязанность, которое только и есть освобождение. Восприятие существует только в воспринимаемом мире, -
40. Когда видимость воспринимаемого не появляется и не существует, - что тогда восприятие и где оно? Когда оставлено объектное восприятие, это отсутствие восприятия объектов
41. Есть оставление действия, и это спокойствие есть то, что называется Брахманом. Восприятие называется действием, которое разрастается в грозную тучу сансары.
42. Невосприятие известно мудрым как освобождение, или мокша, так они наставляют своих учеников. Воистину, невозможен отказ от действий, пока существует тело,
43. Ибо такими попытками укрепляется действие, и корень действия не уничтожается. Корнем собственных действий является ограниченное сознание в виде разума, природа которого - желания и склонности,
44. И без пробуждения это ограниченное сознание невозможно разрушить, пока существует тело. О Рама, это ограниченное сознание является внутренней причиной всех действий,
45. И это тонкое ограниченное сознание вместе с невежеством уничтожается собственными усилиями в осознании истины. Тот, кто с помощью собственных усилий исследует ограниченное сознание и его ограничения,
46. Тот уничтожает сам корень дерева сансары.
47. Есть только это единое нераздельное пространство, в котором нет объектного осознания, полное, являющееся самим чистым Сознанием и сущностью всего сознающего.
Такова сарга вторая «Учение о разрушении семени действия» второй части книги шестой «Об освобождении» Маха-Рамаяны Шри Васиштхи, ведущей к Освобождению, записанной Валмики.