Что требуется прочитать

Dec 10, 2013 23:27

Копаясь в недрах компьютера, обнаружил довольно ностальгический файл, который называется "Мои литературные пристрастия. Long-list". Файл содержит 25 позиций, последнее изменение в нем датируется 26.08.2006
Для начала скопирую сюда этот список и вкратце прокомментирую попавшие в него произведения

1.     Иоганн Вольфганг Гёте «Фауст»
2.     Джон Мильтон «Потерянный рай»
3.     Джон Рональд Руэл Толкин «Властелин Колец»
4.     Кнут Гамсун «Голод»
5.     Кир Булычёв «Посёлок»
6.     Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита»
7.     Чингиз Айтматов «Плаха»
8.     Кюренберг «Песнь о Нибелунгах»
9.     Эмиль Золя «Жерминаль»
10.   Герман Гессе «Степной Волк»
11.   Владислав Крапивин «Дети Синего Фламинго»
12.   Патрик Зюскинд «Парфюмер»
13.   Кен Кизи «Над кукушкиным гнездом»
14.   Эрнест Хемингуэй «По ком звонит колокол»
15.   Эрих Мария Ремарк «Три товарища»
16.   Джон Голсуорси «Собственник» (первая часть «Саги и Форсайтах»)
17.   Джон Фаулз «Волхв»
18.   Эрнесто Сабато «О героях и могилах»
19.   Харуки Мураками «Норвежский лес»
20.   Дени Дидро «Монахиня»
21.   Луи Буссенар «Капитан Сорвиголова»
22.   Аркадий и Борис Стругацкие «Трудно быть богом»
23.   Умберто Эко «Маятник Фуко»
24.   Генри Лайон Олди «Сумерки Мира»
25.   Иоганн Вольфганг Гёте «Коринфская невеста»

Приятно отметить, что в настоящее время я бы весьма незначительно изменил этот список. Личность наша закладывается в детстве, поэтому я по-прежнему считаю "Дети Синего Фламинго", "Поселок" и "Властелин Колец" обязательным чтением. Позиции "Властелина Колец", казавшиеся в моем топ-листе незыблемыми, немного поколебались, когда я ознакомился с точкой зрения Чайны Мьевиля о том, что фэнтези не обязательно должно быть ностальгическим и утешительным, такой огромной многоуровневой сказкой. Тем не менее, я оставляю здесь "Властелин Колец" хотя бы как выдающееся произведение детско-юношеской литературы. При этом, не могу включить сюда ни "Нарнию", ни "Гарри Поттера" (хотя "Кубок Огня" невероятно зашел), ни даже "Дозоры" Лукьяненко. Правда, ведьма Арина до сих пор кажется мне героиней такой глубины и притягательности, что прочитать всю серию стоит хотя бы ради знакомства с ней... но в свободное время. Несомненно, в детско-юношескую категорию я бы сейчас добавил и "Талисман" Стивена Кинга, и "Проданный смех" Джеймса Крюса.

"Песнь о Нибелунгах", совершенно очаровывавшая меня в университетские годы и, как оказывается, даже немного позже, на данный момент теряет место в этом списке. Слишком специфическая, слишком древняя вещь, слишком сомнительные идеалы кровной мести и слишком глубокий мифологический пласт, который без филфака уловить сложно. Тем не менее, злобный Хаген - глыба по сравнению с ведьмой Ариной, так что для любителей настоящего рыцарского духа по-прежнему рекомендую.

"Фауст" и "Потерянный рай" в списке остаются. Это слишком великие вещи, читать их необходимо; обдумывать - тем более. По списку читатель догадается, что имеет дело с рефлексирующим еретиком; да, "Фауст" и "Потерянный рай" попали сюда именно за этот компонент. У их подножья громоздятся более мелкие, но не менее серьезные, насыщенные и гуманистические произведения: "Мастер и Маргарита", "Плаха", "Монахиня", "Коринфская невеста". Сюда же необходимо добавить еще одну восхитительную фаустиану - "Огненного Ангела" Валерия Брюсова.

"Голод" и "Жерминаль" - мои любимые реалистические произведения, лишенные всего того оценочного, чем полны произведения Толстого, Достоевского, Бальзака, а также "Собственник" Голсуорси. Я не могу отказаться от "Голода" и "Жерминаля", так как искренне верю в них, но "Собственник" сейчас уже потерял место в списке; признаться, я очень плохо его помню.

"Степной Волк", "О героях и могилах" и "Волхв" дороги мне в первую очередь за переплетение реального и фантастического, границы которых настолько иллюзорны и проницаемы, что ты просто перестаешь задумываться об этих границах и читаешь до корки, которую всеми силами хочется оттянуть куда-нибудь в совершенно неактуальное "потом...". В этом они близки "Талисману". К "Парфюмеру" я теперь отношусь гораздо менее восторженно, но пусть и он остается... где-то на стыке между "Волхвом" и "Жерминалем".

"По ком звонит колокол" и "Три товарища" остаются здесь как истории на все времена, в первую очередь - о настоящих мужчинах, настоящих женщинах и о большой войне белых людей. Именно в одном ряду с ними сюда попал "Капитан Сорвиголова", но теперь я вынужден признать, что в "топ-25" он больше точно не входит. Хотя в качестве юношеского чтения неплохо.

"Сумерки мира" - слишком оригинальное произведение, настоящее фэнтези, вещь острая и рваная, как Dream Theater. Полагаю, книга на все времена.

После восхищения "Кукушкой" Кизи я даже постарался прочесть "В дороге" Керуака, но она такого впечатления не оказала. Наверное, для меня протест Макмёрфи - это лишь половина книги, и без молчания Бромдена роман меня бы так не поразил. Но Макмёрфи и Бромден - это пара на все времена. Роман, впрочем, тоже остается в золотом фонде.

"Трудно быть богом" остается здесь хотя бы за идею прогрессорства. "Черновик" Лукьяненко до Стругацких совсем не дотягивает, но хотя бы оттеняет их. Оставляю.

После того, как меня поразил "Маятник Фуко", я силился испытать такое же восхищение от остального творчества Эко, однако не получилось. Тем не менее, спасибо Эко за этот роман, спасибо за то, что он до сих пор жив. Надеюсь, я еще почитаю его творения, а пока остается радоваться, что "Маятник Фуко" попался мне еще в университете.

Остается "Норвежский лес". Наверное, его следовало бы убрать из списка, так как сейчас я уже почти не помню этого романа, он остался во мне только на эмоциональном уровне. Но эмоции до сих пор настолько теплые, что я не хочу его отсюда убирать. Пожалуй, это крайне нужная и хорошая книга.

Вот и все. Итак, в списке освободилось три места ("Песнь о Нибелунгах", "Собственник" и "Капитан Сорвиголова"). Одно из них уже занял "Огненный Ангел". Второе я отдам гениальному "Солярису" вневременного Станислава Лема, третье - "Мандолине Капитана Корелли"  Луи де Берньера - достойная компания для Хемингуэя и Ремарка. Как мне кажется.
С удовольствием выслушаю ваши замечания и просмотрю ваши списки, если вдруг они у вас имеются.

P.S. Да, здесь еще остро не хватает "Холмов" Иосифа Бродского. Они двадцать шестые.  

интересное, что меня поразило, ночное, идеи, книги, шедевр

Previous post Next post
Up