В развитие темы разделения братьев и сестер, начатой в
этих материалах.
Несколько примеров из жизни от
Анны Черкашиной, опытной приемной мамы и координатора сотрудничества между приемными семьями в Адыгее, а конце интересный и точный вывод от нее же.
«В октябре […] с "Поездом надежды" ездила в Иркутск. Изначально искала двоих сестёр. Но ничего мне предложить не смогли. Хорошо, переключилась на просто двух отдельных детей. В итоге нашла сама через сайт […]. Познакомились, подписала согласие. И уже только после этого вдруг с удивлением узнаю, что у одной из девочек, Оли (той, которую опека предложила) есть старшие брат и сестра, которые сейчас находятся в другом ДД и разлучили их недавно, с пол года. И Ольга моя прекрасно их помнит и скучает.... На тот момент уже все было решено, и Тася меня уже тоже ждала, я не могла уже от нее отказаться. Но если бы мне раньше сообщили о наличии сестры (ведь мы больше месяца готовились к поездке, я созванивалась с ДД, в опеке давали на неё направление.. ) возможно я бы и взяла Ольгу именно с сестрой.... То есть возникает ситуация: то не отдают по одному, то не говорят о наличии родных...»
«Это было лет 9- 10 назад. Одна семья познакомилась в ДД с 4 лет девочкой Настей , ходили к ней, подружились, хотели забрать. Но опека ее одну не отдала, т. к у нее была сестра годом старше. Сказали - или обеих, или никого. Пришлось им отказаться от этого ребенка, и в другом городе они взяли другую девочку. Настя очень переживала разлуку, стала истерить, неуправляемо себя вести. «Воспитывали» ее в ДД через психбольницу... Через 2 года в этот ДД пришла я. Так получилось, что я познакомилась с старшей сестрой Насти - Гелей. Ей было уже почти 8 лет, надо было идти в школу и ее переводили из ДД в школу-интернат. Когда я решила ее брать, мне сказали, что есть сестра, но у нее умственная отсталость. Так как их все равно разделяли (Настя оставалась в ДД из-за «умственной отсталости»), мне отдали Гелю одну. И вот тогда я узнала предысторию, случайно познакомившись с той семьёй, которая хотела первично взять Настю. Они были потрясены известием, что у Насти умственная отсталость. Говорили, что был нормальный, прекрасный ребенок. Но пара - тройка «лечений» в психушке сделали свое... Все эти годы Настя провела в интернате, недавно ее взяла одна семья из сельской глубинки. Доить коров и полоть огород она, вероятно, сможет. Но когда мы попытались наладить общение сестер-- ничего не вышло. Очень уж разный уровень оказался. Я уверена, если бы Настю сразу отдали в семью, когда были желающие, пока не испортили ребенка, эффект был бы другой».
«Последние года 4 наблюдаю за одной «семейкой»: две сестры и младший брат. Девочки очень хорошие, но братик с большими проблемами по здоровью. Я сама на этих девочек «облизывалась», но брат отпугивал всех желающих. Наконец прошлой осенью брата отправили в спецучреждение. Но девочки уже подростки 12-14 лет. Дай им бог найти теперь свою семью, но очень боюсь, что свой шанс они уже упустили. И кому стало лучше, что их не разделяли с братом? В итоге все остались без семьи».
И очень важное общее наблюдение: «На протяжении этих почти 10 лет, что я в «теме» я не раз видела такую схему: пока дети вмести в ДД, их не отдают по одному, только «кучкой». Но они подрастают, их по очереди переводят в школьный интернат - и вот тут по одному разбирают в семьи. Типа раз в этом учреждении он один, без братьев-сестер, то так можно. Я знаю несколько таких «семеек» детей из 3-5 человек, которые воспитываются все по разным семьям. И получается, что все дошкольное детство дети проводят в учреждении, а потом их все равно «раздергивают» по разным семьям. В этом плане я считаю, как есть желающие - надо раздавать. Удается вместе - хорошо, не удается - что ж поделать...»