Итак, шёл я себе по улице Артиллерийской и упёрся в сооружение, чей внешний вид говорил о его военном предназначении:
Обошёл фланг, поднялся на бруствер:
Прошёл вдоль фронта сооружения, спустился в орудийный дворик:
Думаю, тут уже всем понятно, что перед нами - береговая артиллерийская батарея.
Что говорят источники? Комплекс из двух батарей по 6 орудий; обозначения - 9 и 9А. Номер 9 находится севернее, я же, соответственно, попал на 9А. Датировка - мне встретилось упоминание о 1880 году, т.е. - кайзеровская эпоха.
Касательно вооружения, источники поведали, что изначально стояли 21-см орудия. Имеется архивное фото с похожей батареи:
Те, кто бывал в Евпатории и гулял по улице Дувановской, мимо Краеведческого музея, должны вспомнить две стальные пушки характерной формы:
Это не случайно. На развитие русской артиллерии второй половины XIX века, сильное влияние оказал Крупп; фактически, орудия образца 1867, 1877 и 1887 годов - это его работа. Ну и в Пруссии, естественно, тоже крупповские орудия стояли.
Естественно, напрашивается сравнение батарей прусских и батарей русских; конкретно - севастопольских. Оно достаточно интересно:
1. Материал. Русские батареи построены из бетона; прусские же - из кирпича. Даже перекрытия погребов, похоже, кирпичные, хоть и с армированием балками:
2. Концепция. В обоих случаях батареи брустверные, с открытыми сверху орудийными двориками. Погреба расположены в траверзах между орудиями. При этом, батареи Севастополя (по крайней мере те, что осмотрены мной), допускают круговой обстрел, батареи 9 и 9А - в секторе порядка 130 градусов.
Думаю, круговой обстрел - это память о Восточной войне, которую у нас называют Крымской (а сражения шли в Крыму, на Балтике и на Камчатке) и обороне Севастополя. Береговая артиллерия могла поражать наступающего по суше неприятеля.
В своих постах с царскими батареями, я неоднократно недоумевал по поводу мортирных батарей в береговой обороне. В этом плане моя позиция неизменна; однако, те же мортирные батареи, в теории, могли оказать помощь в обороне сухопутного обвода крепости - летящие по крутой траектории бомбы, эффективно поражали бы противника в складках местности, которых вокруг Севастополя изрядно. Пушечные батареи тоже были бы полезны - за счёт дальности стрельбы
Ещё момент. В севастопольских батареях, на флангах располагались посты управления огнём и фланговые погреба. Похоже, у пруссаков примерно то же самое
3. Как наблюдение. Дворики севастопольских батарей залиты бетоном, в Пиллау - мелкий камень на цементном растворе:
4. Формы траверзов между орудиями. На более старых севастопольских батареях, траверзы перпендикулярны фронту;
(прямой траверз 11 береговой батареи)
у более поздних, стены траверзов идут под углом:
(косые траверзы на 16-й батарее)
Под углом и траверзы на батарее в Пиллау; однако, лет на 25-30 раньше, чем у нас
В одном из выпусков журнала "Фортовед" давался разбор, из которого следовало, что прямые траверзы превращали дворик в ловушку для снарядов; косые же - пропускали мимо себя часть "гостинцев", из-за чего на поздних батареях только косые и делались.
5. Оснащение. Что у нас, что у пруссаков, в конце XIX века царил ручной труд; по крайней мере, на брустверных батареях. Башенные батареи представляли собой гораздо более сложные конструкции, с тяжёлыми орудиями и там уже вспомогательная машинерия применялась
Ещё, что касается батареи №9А. С тыла её расположен гаражный кооператив, так что, укрепления с той стороны непонятны; зато уцелел противодесантный ров с фронта батареи. Батареи Севстополя наоборот - перед фронтом укреплений не имели, зато с горжевой части, особенно у батарей, расположенных за пределами Севастопольской крепости (№№ 15,16, 19, 20, 21, 22, 23, 24 по царской нумерации) были выполнены серьёзные оборонительные сооружения - рвы, противоштурмовые решётки, противоштурмовые галереи, горжевые валы.
В общем, с точки зрения фортоведения, посещение этой батареи оказалось познавательным.
Так, осматривая элементы сооружения, шёл я от левого к правому флангу и в какой-то момент наткнулся на бетонные и кирпичные сооружения, однозначно, не кайзеровских времён:
Это была батарея Фон дер Гребен, постройки 1939 года. Под неё переделали правый фланг 9А и полностью - батарею №9. О ней - в следующем рассказе