На самом деле, очень сложно писать про объекты, которые известны многим - получается либо компиляция ранее написанных текстов, либо выходит настолько лажовый текст, что тошно смотреть самому. В своё время, именно по этой причине я так и не дал рассказ про 21-ю царскую батарею, что стоит на мысе Курона; она же 19-я батарея, она же батарея Драпушко. Надо заметить - поснимал на ней тогда я неплохо, фотоматериала много, но вот написать хорошо пока не готов.
В прошедшую субботу состоялось у меня знакомство с другим, достаточно известным объектом - я про батарею №30 в Любимовке; ту что начинали строительством ещё до ПМВ, дав тогда №26. Достроить её смогли только после всех революционных событий; далее пошли годы службы, а потом началась Великая Отечественная война. За время Второй обороны Севастополя, батарея и батарейцы показали себя выше всяческих похвал; а позже, в послевоенные годы, батарею восстановили, ещё и модернизировав. Повторюсь - литературы немало; переписывать её здесь было бы работой неблагодарной. Поэтому, покажу здесь фото, сделанные на экскурсии, снабдив своими комментариями.
Дорога, подходящая к воротам, продолжается и позади них:
Проложили её в начале строительства, то есть, пути более 100 лет. Вдали видны подъмы к боевому полю и площадки у сквозников.
Снято у ближнего сквозника:
Виден подвесной монорельс, служивший для перегрузки снарядов и зарядов в погреба. Вот, ещё монорельса:
Всё в порядке, всё на месте, охотники за черметом не добрались. Смотри, изучай...
Главный коридор:
Опять-таки, бросаются в глаза старинные клёпаные двери, а так же - противооткольная отделка свода, швеллера, за которыми ещё и слой асфальта. Всё целое.
Надо сказать, что съёмка внутри орудийного блока была делом непростым - много фотографий не получилось совсем, а часть из того, что выложено, чёткостью не блещет. Увы, что было - тем и снимал.
Маршрут построен следующим образом. Зайдя в коридор, мы повернули налево и дошли до камбуза, затем заглянули в один из кубриков. После чего, пошли в обратном направлении, осматривая помещения по пути:
- котельная:
Обычные водогрейные котлы для отопления и горячего водоснабжения. Работают на мазуте, имеются цистерны для топлива и система аварийного сброса;
- насосная станция:
Система водоснабжения - двухступенчатая. Эрлифт поднимает воду из пласта в цистерну, а далее, насосы подают её потребителям;
- умывальная:
Внутрь не заводили, скорее всего с гальюном сблокированная;
- баллонная:
Недалеко и компрессорная станция:
Показывали, также, силовой блок, но там фото не получилось
По маршруту экскурсии, в одном из кубриков показывают находки, сделанные на батарее, а также, письма и документы времён Второй обороны. В нём же показаны такие интересные экспонаты, как донная часть снаряда мортиры "Карл":
Над ним висит стенд, посвящённый действиям этих орудий против батареи. В частности, имеется снимок, сделанный капитаном Александером, после которого командование наконец-то поверило в существовании таких крупнокалиберных систем.
Рядом с донной частью - выставлены препарированные снаряды самих двенадцатидюймовых орудий батареи:
Слева направо - дальнобойный фугасный, бронебойный и практический. Калибр, напомню, 12" или 304,8 мм. По поводу размеров самих снарядов - вот я для масштаба, во мне 170 см:
С тех времён, когда батарея была ещё действующей, сохранились учебные плакаты:
И вот такая роспись - памятка:
Там же представлены макет полузаряда и металлический кокор, в котором он хранится:
Правее них - ещё одна экспозиция с находками, в основном - вражескими:
Далее, нас провели по очереди через снарядный и зарядный погреба:
Конвейеры снарядов и манекен, изображающий матроса, стоящего на подаче. Стеллажи не смог заснять - слишком темно.
Не получилось поснимать и в зарядном погребе - только отдельные фрагменты:
- колокол громкого боя и ... Не отложилось в памяти название прибора, в общем - индикатор, передающий команды личному составу.
Индикатор - основной способ, колокол громкого боя - резервный, с таблицей сигналов. На самый крайний случай - переговорная труба:
Между предметами, показанными на снимках, располагается лоток подачи полузарядов в рабочее отделение. Устроен по принципу шлюза; на фото не вышел.
После погребов, нас вывели на улицу через второй сквозник. У входа стоит памятник командиру батареи, капитану Александеру:
Судьба капитана, в некотором роде, напоминает судьбу генерала Карбышева - плен, попытки склонить на свою сторону и в последующем, казнь.
Левее памятника стоит тело снаряда - это уже 14". Как и зачем он оказался в Севастополе - загадка: в ходу были 12" орудия, а пока в составе флота находился линкор "Новороссийск", то у него были орудия калибром 320 мм. 356 мм же - это для "Измаилов", которые предназначались для Балтики, да и железнодорожные артустановки, на базе тех же "измаильских" пушек, тоже, к Севастополю не приближались.
Взглянув на командно-дальномерный пост, стоящий в отдалении, мы поднялись на боевое поле и прошли в одну из башен. Об этом -
в следующий раз.