Начала читать эту книгу сравнительно давно - где-то летом. И сейчас, оформляя свое впечатление, одним из самых главных хотела высказать свое недовольство переводчиком, - в очень большой части книги ощущение, что он как Гугл работает - мысль Юнга понять просто невозможно. И вот сейчас, открыв ее с самого начала, вижу свою запись на полях: «Бакусев! Вы плохой переводчик!». Такие дела.
Потом, в лени своей, не желая перепечатывать абзацы, я нашла в интернете другой перевод Эона…. Так вот, текст там кардинально отличается, он еще более скупой и вводящий в заблуждения, чем у Бакусева. Так что, может, зря я его оклеветала.
А если переходить к тексту… это фундаментальное исследование природы человека, рассматривающее всевозможные его грани в исторической, религиозной и научной перспективе. Юнг говорит: Иисус и Дъявол - это две крайние точки одой прямой, и прямая эта сам человек. Он говорит, что поиск философского камня - это поиск себя. Он говорит: понять, осознать себя - самая главная задача человека.
Все это он рассказывает аргументировано, очень сложно и очень красиво, соединяет множество мифов, идей, веков, вся история человечества начинает казаться паутиной, смысл которой - попытка осознания своей природы.
Это сложная, но замечательная книга.
О.Ц.
«Возможно, мотивация выбора - настолько же «act of God», насколько и стихийное бедствие.»
«Он (Абсолютно Добрый Бог) сотворил лишь хорошее и менее хорошее (которое человек
непосвященный назовет попросту плохим). Но поскольку мы чертовски мерзнем, не смотря на жару в 230 градусов выше абсолютного нуля, то существуют, оказывается, и такие люди и вещи, которые хотя и сотворены Богом, но все-таки просто минимально хороши, а потому максимально плохи.»
«То, что сегодня дня было сотворено и все еще творится в концлагерях диктаторских государств, невозможно назвать попросту «нечаянной нехваткой совершенства», - это прозвучало бы как издевательство.»
«Никакому глубокому постижению относительности и шаткости морального суждения не удалось нас от них ( от понятий добры и зла) избавить, а те люди, что мнят себя по ту сторону добра и зла, суть, как привило, злейшие мучители человечества, извивающиеся в муках и страхах собственной своей одержимости.»
«Женская и соответственно соматическая триада состоит из алкания, гнева и печали, мужская - из рассуждения, познания и страха.»
Идеи эбионитов: «у Бога есть два сына - старший Сатана и младший Христос».
«Если ты хочешь, чтобы был мир, Ты не должен давать ему строгого закона. Если Ты хочешь, чтобы был закон, то не будет мира. Ты хочешь, чтобы было то и другое зараз. Если Ты немного не уступишь, миру не выстоять.» (Быт.)
«Ведь соединение противоположностей может мыслиться лишь в форме их уничтожения.»
«Лишь тот, кто достоин полноты, переживает, насколько невыносим человек сам себе.»
«Говорят же язычники, что природа стремится к подобной себе природе и радуется вместе с нею своей природе, если же она соприкасается с чужой природой, то рушится строение природы» (Демокрит)
«Подобное должно усиливать подобное и скорее через мир, нежели через войну.» (Дорн)
«Никому из всех, кто все имеет у себя, не нужна никакая посторонняя помощь.» (Мориен Римский)
«Необычайно важно рассказывать детям сказки и легенды, а взрослым - внушать религиозные представления: то и другое суть инструментальные символы, посредством которых бессознательные содержания переводятся в сознание, получая тем самым возможность истолковываться и интегрироваться там.»
«Именно алхимия - мать важнейших содержаний мышлении и представлений о реальности современного естествознания, отнюдь не схоластика, которой мы обязаны главным образом только дисциплиной и тренировкой ума.»
«Вере не хватало опыта, знанию - души.»
«Индийские учения - это квинтэссенция многотысячелетнего мира переживаний индийского человека. Мы, конечно, многому можем научиться от индийского мышления, но оно никогда не выразит того прошлого, что мы несем в себе.»
«Ко всему прочему германские народы так и не пережили органический переход от первобытного полидемонизма к политеизму и его философской обраотке, а во многих местах взяли христианский монотеизм и учение о спасении прямо с кончиков пик римских легионов; подобно этому в Арфике пулемет означает завуалированный аргумент в пользу христианского вторжения.»
«Евангельские повествования - это истории одного человека и одновременно одного Бога.»
«Отрыв от корней и отказ от традиции невротизирует массы и делает их готовыми к коллективной истерии.»
«Там, где господствует рационалистический материализм, государства становятся не столько даже тюрьмами, сколько сумасшедшими домами.»
«Четвертое всегда дополняет троичность до целостности.»
«Змея пугает своим всеприсутствием.»
« И пусть он представляет Богу действовать по воле Его, и пусть он будет от всего свободен, как был, когда вышел из Бога.» (Мф.63)
«Ты должен любить его таким, каков он есть: небогом, недухом, нелицом, необразом, более того: любить его как чистое, истое, ясное Единое, отделенное от всякой двойственности; и в это-то Единое надлежит нам вечно погружаться, из ничто в ничто.» (Еф. 4:23)
«Всюду, где встречаются символы, указывающие на психическую целостность, обнаруживается и наивное воззрение, будто тут представлен Бог.»
«Она спустилась в нижние области и сотворила ангелов и господства.» ( мне видится тайный смысл в том, что она не поднимается, а спускается)
«Душа как-то раз забрела в материю, влюбилась в нее и, изнывая от желания, уже не захотела с нею расстаться. Так и возник мир.» (Идея от греческой алхимии, , ее можно обнаружить у Зосимы и она имеет сабейское происхождения. Это просто восторг, а не идея!)
«Если Я сказал вам о земном и вы не верите, - как поверите, если буду говорить вам о небесном?» (Ин. 6:53)
« Когда я осматривал древнюю пагоду в Турукалукундраме на юге Ин¬дии, местный брамин объяснил мне, что старинные храмы снаружи сверху донизу намеренно покрывались непристойными скульптурами, дабы те напоминали обычным людям об их сексуальности. Дух, по его словам, представляет большую опасность, ибо Яма, бог смерти, не¬медленно унесет с собой этих людей ("imperfecti"), [несовершенные (лат.) - Прим. пер.] если они непосредственно, без подготовки станут на духовный путь. Эротические скульптуры призваны напоминать им об их дхарме (законе), обязующей их жить своей обычной жизнью. Лишь исполнив свою дхарму, они смогут стать на духовный путь. Предполагается, что непристойности должны пробуждать эротическое любопытство посетителей храмов, дабы они не забыли о своей дхарме; в противном случае они не соблюдут ее. Лишь человек, обладающий подходящей кармой (судьбой, заслуженной его делами в прежних жизнях) и предназначенный для духовной жизни, может безнаказанно игнорировать подобные предписания, ибо для него все эти непристойности не значат ничего. По этой же причине, у входа в храм стояли две соблаз-нительницы, вовлекавшие людей в исполнение их дхармы, поскольку - лишь таким путем обычный человек может достичь высшего духовного развития. И, поскольку храм репрезентирует целый мир, в нем отобра¬жаются все виды деятельности человека, а поскольку большинство людей всегда так или иначе думает о сексе подавляющее большинство храмовых скульптур имеет эротическую природу. По его словам, такова же причина того, что лингам (фаллос) установлен в священном углублении в глубине храма ("Святая Святых") - в garbhagrina ("доме матки"). Рассказавший мне это брамин был тантристом ("схоластом"; тантра = "книга").» (Это скопированный абзац, но история изложена примерно так же.)
Френсис Уикс: «Потом я увидел фигуру человека, висящего на шесте. Человека, в котором, казалось, собрано все одиночество миров и пространства. Один, безо всякой надежды, висел там это Единый и глядел сверху в пустоту. Долго Смотрел Единый, сосредоточив в себе все одиночество. Потом глубоко внизу, в неисследимой тьме, родилась бесконечно малая искра. Медленно поднималась она из бездонной глубины и, поднимаясь, становилась все больше, пока не сделалась звездой. И эта звезда повисла в пространстве как раз напротив висящего человека и ее белый свет струился на Единого, Одинокого». О Зороастре сообщается нечто прямо противоположное по структуре образа: что он сманил с одной звезды искры, которые его спалили.» ( Первое - перекликается с мифом о руне Одина. О Зороастре - сумасшедший образ).
«Значит, теневой квартернион, уравновешивающий среднее положение человека, оказывается актуальным, лишь когда это положение действительно достигнуто благодаря тому, что человек ощущает свое самосознание сильнее, чем свою зависимость от Божества и свою предопределенность им.»
«Человек совершенный», который и в радости и в горе остается самим собой.»
«Понимать чужие изъяны - не слишком большое достижение.»
«Если неизвестно, чем является та или иная вещь, то познание приумножится уже хотя бы в случае, если станет известно, чем она не является.»