«Анатомия человеческой деструктивности» , Эрих Фромм 1973г.

Oct 25, 2011 02:42

Эрих Фромм удивительный. «Анатомия человеческой деструктивности» - это почти 600 страниц, написанных человеком, который любит Жизнь, и в этой любви он совершено прекрасен. Нельзя сказать, что я согласна со всеми его утверждениями, но это научный труд, написанный от сердца, он сделал меня добрее и лучше, а именно эту цель, на мой взгляд, должны нести в себе наука и искусство.

«Если бы среди шимпанзе были психологи, то проблема агрессии вряд ли беспокоила бы их в такой мере, чтобы писать о ней целые книги.»
«Люди кончали жизнь самоубийством из-за того, что не могли удовлетворить свою любовную страсть, жажду власти славы или мести. Случаи самоубийства по причине недостаточной сексуальной удовлетворенности практически не встречаются.» ( по-моему, очень смешная фраза)
«Дух некрофилии… эта тенденция стала заметна во многих сферах литературы и искусства, где объектом изображения все чаще становиться механическое, безжизненное, деструктивное начало.» (Может не безжизненное, а «застывшее» - попытка замереть в этом мгновенье и нежелание двигаться из-за страха неизвестности?)»
«Главная опасность инстинктов в их спонтанности.»
( о бихевиоризме) «Формула гласит: человек чувствует, думает и поступает так, как он считает правильным для достижения ближайшей желанной цели.»

«… «нормальными» и «Невротическими» актами поведения. Я ставлю оба слова в кавычки, ибо довольно часто их отождествляют с выражениями «социально приспособленный» или «социально неприспособленный»» ( вот это очень важно)
« Иеговисты, как правило, были людьми достаточно ограниченными и стремились только к одному - обратить других в свою веру.»
«Согласно представлениям инстинктивистов, человек живет прошлым своего рода, бихевиористы же полагают, что человек живет сегодняшним днем своего общества.»
( В главе «цели и ценности, анализируя эксперименты необихевиориста Скинера, Фромм задается вопросом: «Когда же от лабораторных условий мы переходим к условиям реальной жизни индивида и общества, то возникают серьезные трудности, связанные как раз с вопросами: зачем человека подвергают манипуляции и кто является заказчиком?». Согласитесь, сейчас все знают ответ. Удивительно, что Фромм вообще считает это вопросом. Разбирая Скинера Фромм вообще как будто- то на разном языке с ним говорит, следовательно - разные идеологические платформы, и Скинер к нам ближе, кстати сказать.)

«Например, мужчина-нарцисс может испытать сексуальное волнение при виде женщины лишь потому, что ему представилась возможность доказать свою собственную привлекательность, а садист может взволновать самый шанс завоевать женщину и подчинить себе.»
«Сам Фрейд никогда не претендовал на научную доказательность теории либидо. Он обозначил ее словами «наша мифология» и позднее заменил теорией Эроса и «влечением» к смерти. Большое значение имеет также тот факт, что основополагающими категориями психоанализа Фрейд считал вытеснение и сублимацию, а вовсе не либидо.»
«Человек чувствует удовлетворение, когда ведет себя в соответствии с характерной чертой своей натуры. Даже более того, мы можем по одной какой-то черте характера предсказать наиболее вероятное поведение человека - точнее, мы можем сказать, как он захочет себя повести, если ему представиться возможность.»
«Принцип реальности» - термин Фрейда, означающий, что при удовлетворении влечений человек руководствуется требованиями внешнего мира, особенно социального, и вытесняет асоциальные желания.»
«Более того, с биологической позиции бегство даже надежнее служит самосохранению, чем драка. Кого не удивишь этими выводами, так это политических и военных лидеров. Они-то давно знают, что по природе своей человек не склонен к героизму; они на опыте убедились, как много усилий требуется, чтобы заставить его идти в бой и удержать от бегства.»
«Может быть, у каждого индивида существует какая-то «естественная» потребность в минимальном жизненном пространстве? ( см. интересное исследование Т.Е. Холла о потребностях человека в пространстве)»
«Клинические исследования часто подтверждают гипотезу, что деструктивная агрессивность в большей части случаев бывает связана с хронической или сиюминутной атрофией чувств.» (!!!)
«Именно потому, что человек хуже всех живых существ вооружен инстинктами, ему не так легко удается распознать, идентифицировать своих собратьев, как животных. Для него играют роль другие признаки - речь, одежда, обычаи и нравы. Т.е. отделить «своего « от «чужого» человеку позволяют критерии скорее психического, чем физического характера. Следствием этого становиться тот парадокс, что ввиду отсутствия соответствующего инстинкта у человека вообще слабо развито «чувство рода», « сопричастности», «братства», ибо чужого он ощущает как представителя другого биологического вида. Иными словами, сама принадлежность к человеческому роду делает человека таким бесчеловечным.»
«Обычно под обществом благосостояния понимается такое устройство жизни, при котором все потребности удовлетворяются легко и без проблем. И хотя мы считаем это состояние исключительным достижением индустриальной цивилизации, на самом деле образцом такого общества может служить община первобытных охотников и собирателей.» (Салинс)
«Поскольку мы, исходя из своих позиций и ценностей, наделили охотников каменными орудиями труда и одновременно буржуазными инстинктами, то их положение изначально кажется нам безнадежным.» (Салинс) ( прекрасно сказано)
О переходе от матриархального общества к патриархальному: «В поэтической форме эта трансформация выразилась в вавилонском гимне о сотворении мира. Этот гимн рассказывает о победоносном восстании богов ( мужчин) против Великой Матери Тиамет, Правительницы Вселенной. Мужчины объединяются, вступив в сговор, и выбирают себе в лидеры Мардука. Они затевают жестокую войну, в которой совместными усилиями одерживают победу, а тело Великой Матери они расчленяют и создают из него Небо и Землю. С тех пор Мардук властвует как Верховный Бог. Но прежде, чем выбрать его в вожди, его подвергают испытанию, которое современному человеку может показаться либо незначительным, либо загадочным. Однако в нем-то и кроется ключ к расшифровке мифа. <…>Смысл этого испытания состоит в том, чтобы показать, что мужчина преодолевает свою неспособность к естественному творчеству ( которой обладает только жещина-мать и мать-земля), изобретая иной вид творчества, а именно сотворение с помощью слова ( или мысли). Мардук, который этим способом сумел сотворить нечто, преодолел естественное превосходство Матери смог занять ее место. Конец вавилонского гимна является началом библейской истории : Бог-Отец создает мир с помощью Слова.» ( Это же удивительнейшая информация!)
«Садизм корениться в страстном желании неограниченной власти над людьми и вещами.»
«В случае войны ответственные за принятие решений люди точно знают, что произойдет, однако идолопоклонство оказывается сильнее любви к собственным детям.»
«Гиперагрессивность человека следует объяснять не более высоким потенциалом агрессии, а тем, что условия, вызывающие агрессию в человеческом обществе, встречаются значительно чаще, чем у животных в естественной среде их обитания. Возникает мысль, что человек большую часть своей истории прожил в зоопарке, а не в «естественной природной среде», т.е. не на свободе, необходимой для нормального развития.»
«Биологически адаптивная агрессия - это реакция на угрозу витальным интересам индивида, она заложена в филогенезе, она свойственна как животным, так и людям, она носит взрывной характер и возникает спонтанно как реакция на угрозу, а следствие ее - устранение либо самой угрозы, либо ее причина.»
«Мыши, воспитанные в духе агрессивности, испытывали большие затруднения при совокуплении, в то время как мыши, у которых формировалось неагрессивное поведение, в сексе чувствовали себя абсолютно свободно.»
«Разве сексуальный партнер может выполнить может выполнить свою биологическую функцию, если он ведет себя враждебно по отношению к партнерше?»
«Гнев ( т.е. по сути своей состояние оборонительной агрессивности) не способствует сексуальной активности; что касается садистских и мазохистских импульсов, то хотя они не производятся сексуальным поведением, но все же они с ним совместимы или стимулируют его.»
«Чаще всего человек выдает агрессивную реакцию на свой собственный прогноз.»
«Антагонизм имеет под собою только одну почву - это просто ощущение угрозы извне.»
«Фанатизм - это характерная черта группового нарциссизма.»
«Жадность - самая сильная из всех неинстинктивных человеческих страстей.»
«Чем ниже уровень цивилизации, тем реже войны.»
«Оборонительная агрессия - это генетически запрограммированная реакция на угрозу витальным интересам индивида.»
«Принцип «иметь-копить» должен быть заменен принципом «быть и делиться с другими».»
«Не считая элементарных инстинктов самосохранения и сексуального влечения, у человека нет других врожденных или унаследованных программ, которые бы ему предписывали, как вести себя в большинстве случаев, связанных с принятием решений.»
«Человек - единственное живое существо, которое не только знает объекты, но и понимает, что он это знает.»
«Он не может освободиться ни от своего тела, ни от своей способности мыслить.» ( вечная рефлексия по поводу своей псевдо-греховности.)
«Человек - единственное существо, для которого собственное существование является проблемой.» ( очень европейская мысль)
«И то, что некоторые называют естественным стремление человека к прогрессу, на само деле представляет собой всего лишь попытку найти новое и максимально удобное состояние равновесия.»
«Каждый человек вынужден преодолевать свой страх, свою изолированность в мире, свою беспомощность и заброшенность и искать новые формы связи с миром, в котором он хочет обрести безопасность и покой. Я определяю эти психические потребности как «экзистенциальные потребности», так как их причины кроются в условиях человеческого существования.»
«Потребность в системе ценностных координат так велика, что только ею одной объясняются некоторые факты, повергавшие в изумление уже многих исследователей проблемы человека.» (одна из основных тем размышления весной)
«Чем больше идеология утверждает, что она может на все вопросы дать непротиворечивые ответы, тем она привлекательнее.»
«Так теология пытается доказать потребность веры в Бога, указывая на потребность человека в трансценденции. Однако это аргументация далеко не безупречна, ибо место «не-Я» может занять не только Бог, но и любой другой символический объект почитания. Ведь коль скоро человеку надо преодолеть нарциссическое состояние эгоиста ( возвыситься над ним, трансцендировать), то он может перенести свое внимание на другого человека, и уже это откроет ему путь из самоизоляции и адской муки эгоцентризма.»
«Без сильных эмоциональных связей с миром он будет невыносимо страдать от своего одиночества и потерянности.»
«Как бы велики ни были различия между даосизмом, буддизмом, пророческим иудаизмом и евангелическим христианством, все эти религии имеют общую цель: дать человеку чувство единения, и притом не ценой возврата к животному существованию, а путем собственного человеческого самовыражения - в единстве с природой, со своими согражданами и с самим собой.»
«Чтобы пойти «против течения», индивиду требуется огромное напряжение духа, ясность мысли и обращении к трудам великих гуманистов ( невроз лучше всего интерпретировать как столкновение двух полярных тенденций в человеке, а успешно проведенный психоанализ может подтолкнуть личность к принятию прогрессивных решений). Для современного кибернетического общества характерно иное решение экзистенциальной проблемы раздвоения личности. Здесь человек сужает свое бытие до рамок своей социальной роли, он начинает чувствовать себя маленьким, потерянным, ненужным и в погоне за вещами сам становится всего лишь вещью.»
«Я существую, поскольку я что-то делаю». ( очень каббалистический подход, на мой взгляд)
«Существенным мотивом в детской игре является радость от осуществления каких-либо действий.»
«У нас есть стремление к познанию, но еще сильнее наше стремление к осуществлению действий» (Гроос)
«Если в детстве от него требовали подчинения, он стремится господствовать, если его били, он сам становится драчуном, - словом, он делает то, что был вынужден терпеть, или же то, что раньше ему запрещали.»
«Простой стимул вызывает к жизни «влечение», т.е. можно сказать «меня влечет», а вдохновляющий стимул мобилизирует «стремление», т.е. такую реакцию, в ходе которой человек активно «устремляется» к определенной цели.»
«Теория К. фон Монакова. Он предполагает существование биологической совести (syneidesis), назначение которой состоит в том, чтобы обеспечить организму максимальную способность к адаптации, чувство безопасности, радость и стремление к совершенствованию. Он утверждает, что состояние под названием Klisis(радость, счастье) достижимо лишь тогда, когда все функционирование организма направленно на его развитие, - а отсюда и возникает желание к повторению (продолжению) данного поведения. В противоположность этому поведение, препятствующее оптимальному развитию организма , вызывает у субъекта состояние ekklesis (горести, депрессии, упадка), и это вынуждает его воздерживаться от подобного поведения, чтобы избежать неприятных ощущений.
«36 праведников в каждом поколении, чье существование гарантирует выживание человечества.»
« Мозг постоянно нуждается в возбуждении ….страсти обеспечивают наиболее продолжительное возбуждение»,
«Нет сомнения, что барабанный бой вызывает мощный разрушительный импульс, который, усиливаясь, достигает эффекта резонанса.»
«Сущность садизма заключается в желании причинить боль, вне зависимости от наличия или отсутствия сексуальных мотивов»( Де Ривер)
«И в самом деле, нет такой сферы деятельности, в которой характер человека проявлялся бы точнее, чем в половом акте: именно потому, что здесь менее всего можно говорить о «заученном» поведении, о стереотипе или подражании. Любовь человека, его нежность, садизм или мазохизм, жадность, нарциссизм или фобия - словом, любая черта его характера находит отражение в сексуальном поведении.»
«В Талмуде сказано, что унижение при свидетеле равносильно убийству».
«Садизм - один из возможных ответов на вопрос, как стать человеком … он есть превращение немощи в иллюзию всемогущества»
« На животной стадии развития психики обоняние играет более важную роль, чем зрение».
«Провести грань между лестью и фанатическим обожанием довольно трудно.»
О Гиммлере: « он был необычайно расчетлив и холоден, у него словно не было сердца, это пугало даже его самого, усиливая чувство изолированности.»
«Поскольку у людей имеющих легкий доступ к трупам, некрофильские наклонности проявляются сравнительно часто, напрашивается вывод, что некрофилией в скрытой форме страдают так же и многие люди, не имеющие такого доступа». (Меня ввергла в шок эта фраза.)
«Может быть, более правильно сделать такое допущение, что человек технического века страдает не столько от страсти к разрушению, сколько от тотального отчуждения?».
«Давно доказано, что сексуальное влечение довольно непостоянно и не фиксировано четко на одном объекте; то, что способно усилить притягательность конкретной личности и сделать ее длительной и стойкой, связано областью эмоций (а главное - с ощущение своей способности удовлетворить желание партнера).
О Гитлере: «Он ненавидел низший класс, потому что ему надо было доказывать, что он к нему не принадлежит».
«Радикальный критический разум лишь тогда бывает плодотворным, когда он выступает в единстве с бесценным человеческим даром, имя которому - любовь к жизни».
(Это совершенно прекрасный конец. И кто мне теперь скажет, что человечество развивается последовательно?... Разорванные куски пространства на фоне лучей солнца сквозь тучи),

книги, мысли после

Previous post Next post
Up