Выбрались сегодня в Deene Park, который я безуспешно пыталась посетить в прошлом году(
http://add-diem.livejournal.com/2736.html)
После адской недели которую я просидела дома безвылазно из-за разбушевавшейся коленки, радуешься любому развлечению, но Deene Park мне в любом случае очень понравился, потому что это дом не только связан в некотором роде с Россией, но и принадлежал целой плеяде настоящих английских эксцентриков.
Фундамент здания был заложен очень давно, еще до норманнского завоевания, а предки семьи Бруденелл живут здесь с 15 века.
Первый Бруденелл, получивший титул граф Кардиган, cэр Томас был состоятельным человеком, но некстати для своего века роялистом и католиком. За разрешение служить мессу взымался значительный налог, а еще он был помешан на строительстве и коллекционировании. Это был ценитель прекрасного и покровитель искусств. Свидетельство тому - парадный портрет его супруги Мэри кисти Ван Дейка - великолепное полотно, от переливов ее голубой атласной юбки невозможно отвести взгляд - и прекрасная и редкая библиотека(которую во время революции конфисковал сам Кромвель - впоследствии сын Бруденелла сумел ее вернуть в Deene Park)
Тщеславие было ему не чуждо и в 1611 году он приобрел титул баронета, уплатив за него в казну £1000, а потом и барона, который обошелся ему в £6000. Когда началась революция, король Карл I, в то время пленник замка Карисбрук, помня о преданности сэра Томаса пообещал ему титул графа в обмен на скромную финансовую помощь - £1000, обещание, которое он не смог выполнить потому что вскоре был казнен. Однако, после Ресторации Карл II вспомнил о верности Томаса Бруденелла своему злосчастному отцу и сделал того первым графом Кардиганом.
Кстати - увы, я не могла ничего фотографировать в доме, потому что последние лорд и леди Бруденелл там живут - внучка Томаса Анна Мария, портрет которой висит рядом с работой Ван Дейка, в свое время скандализировала даже весьма либеральный двор Карла II, который сам был известным потаскуном(Бруденеллы породнилось c ним, выдав племянницу Анны Марии, Анну, за герцога Ричмонда, незаконного сына короля) .
Сделав отличную партию и став женой графа Шрюсберри, бесстыдница Анна Мария открыто закрутила роман с герцогом Букингемским и супругу пришлось вызвать наглеца на дуэль, где герцог его и убил. Самое же скандальное во всем этом, что неверная жена, переодетая в костюм пажа Букингема явилась к месту дуэли и стала свидетельницей смертельного ранения нанесенного ее любовником собственному же мужу.
Другой яркий представитель этого рода - герой Балаклавы Джеймс, седьмой граф Кардиган, который воглавил воспетую Теннисоном самоубийственную атаку Легкой Бригады в 1855 году во время Крымской кампании.
Внизу - жалкая по размеру копия портрета, что висит над камином в гостиной Deene Park. Граф на ней изображен кавалеристом-молодцом.
Блеск мундира, размер бакенбардов, усов и подусников героя, а также стать скакуна оставляют неизгладимое впечатление, поверьте.
Не знаю, стоит ли углубляться в историю атаки, она достаточно широко известна, но пару интересных фактов хочу поведать.
Во-первых, граф заплатил за обмундирование всего полка из собственного кармана, потратив неслыханную в то время сумму - £40000. Образцы мундиров можно увидеть на первом этаже, и это - не побоюсь это выражения - haute couture - тончайшее сукно мундира с обилием позумента и норковой оторочкой оттенено алыми штанами, из за которых солдатов и офицеров полка дразнили cherry bums - вишневыми задницами.
О благородном скакуне графа Рональде, победителе Эпсомских скачек тоже стоит сказать пару слов. Об аристократической красоте этого животного свидетельствует чучело его головы и шеи - шедевр таксидермического искусства - он как живой! - и, пардон, хвост, хранящиеся в холле, посвященном Балаклаве. Рональд вернулся с войны невредимым и был отпущен на вольные пастбища в Deene Park(его легкомысленный не по годам хозяин в это время занимался своей запутанной личной жизнью).
Рональд пережил своего господина и когда ему предстояло везти гроб Кардигана в церковь для отпевания, конь впал в истерику и едва не вырвался вместе с катафалком из рук кучеров, поэтому ему дали лошадиную дозу брома и бедняга едва волочил ноги впереди кортежа.
В том же зале висит чудесное полотно "Граф Кардиган докладывает об обстановке на крымском фронте принцу Альберту и королевским детям"
Это чудо! Высокая викториана в самом китчевом своем проявлении. Кардиган с бакенами и простертой над картой боевых действий рукой, королевский консорт с прилизанными височками, мальчики-принцы в килтах с выражением тревоги, но одновременно и гордости следят за речью героя Балаклавы. Cзади создают фон потрясенные повествованием нянюшка и учитель. Королева Виктория тем не менее отсутсвует по неизвестной мне причине.
Фотографический портрет:
По окончании Крымской кампании герой вернулся в родное гнездо Deene Park, но не успокоился, а напротив, пустился во все тяжкие. Когда ему исполнилось шестьдесят, он влюбился в Аделину Хорси де Хорси, жгучую молодую красавицу и стал открыто с ней сожительствовать при живой жене, что длилось несколько лет.
Когда первая графиня преставилась(она тоже была прелюбопытным персонажем, ее первый муж, от которого она ушла к Кардигану, вместо того чтобы приуныть, перекрестился обеими руками и охарактеризовал бывшую супругу как "the most damned bad-tempered and extravagant bitch in the kingdom"), неугомонный ветеран, как честный человек, немедленно обвенчался с возлюбленной, причем сделал это экзотически, увезя ее на своей яхте "Морской конек" в Гибралтар.
После свадьбы молодая пара, одна половина которой была уже весьма немолода, отправилась в долгое свадебное путешествие по Европе в надежде на то что злые языки за это время притомятся и умолкнут .
В Риме их неожиданно принял и благословил папа, невзирая на то, что уже несколько поколений Бруденеллов не являлись католиками.
Alas, брачные игры старого эксцентрика скандализировали викторианский бомонд, и двери высшего света навсегда закрылись перед графом и его женой, неcмотря на происхождение и былые заслуги.
Adeline Horsey de Horsey:
Невзирая на социальный остракизм, этот брачный союз можно было назвать идиллическим.
Увы, счастье было недолгим. В 1868 Джеймс Томас Бруденелл, седьмой граф Кардиган, предстал перед создателем. Попрощаться с ним в Deene Park приехали толпы однополчан и просто благодарных соотечественников.
Через год вдова дала банкет, после которого произошло открытие памятника-саркофага покойному супругу a заодно и ей самой. Cаркофаг традиционно высечен из алебастра, причем ее статуе в изящном одеянии жены пэра придана скандально-фривольная поза(Этот саркофаг ей не понадобился в течении сорока шести лет после смерти мужа).
Современники свидетельствуют об искренней любви Аделины к Кардигану и об искренней же скорби о его смерти.
Однако, будучи женщиной жизнерадостного нрава, после приличного горю срока вдова вышла в свет и в течении пяти лет по окончании траура получила двенадцать предложений руки и сердца.
Энергичная вдовица, однако, их отвергла потому, что в это время сама была увлечена ни кем иным, как премьер-министром Дизраели.
По свидетельству современника, "she conducted tremendous flirtation" c Дизраели, надеясь снова войти в высший свет и посрамить тех, кто унизил ее после брака с Кардиганом.
Но Дизраели не поддался чарам, и раздосадованная красавица выскочила замуж за португальского графа, c которым, впрочем, быстро разошлась.
Все это время прекрасная Аделина жила в Deene Park на широкую ногу, впрочем, довольно часто выезжая в Лондон или выходя в море на "Морском коньке", устраивая банкеты и балы неслыханной пышности и забавляя гостей стипль-чезом через кладбищенские памятники.
Вообще, с возрастом Аделина, графиня Кардиганская становилась все более эксцентричной. Она держала в доме гроб и иногда наряжалась и ложилась в него, спрашивая у гостей, какое впечатление производит.
Также она любила выезжать за ворота поместья и кататься по тишайшей деревушке Deene на велосипеде, облачась при этом в ярко-красные походные штаны своего покойного героического супруга.
Современные хозяева Deene Park лорд и леди Бруденелл, к сожалению, не унаследовали неортодоксальных черт своих оригиналов-родственников.
Они постоянно живут в имении, граф не очень хорошо себя чувствует после инсульта, поэтому все управление поместьем пришлось взвалить на себя его уже тоже весьма пожилой жене, которую мы имели возможность лично поблагодарить за удовольствие от посещения ее дома. Леди Бруденелл с чувством огромной гордости продемонстрировала мне, как женщине-сантехнице, викторианский расписной унитаз марки Niagara, собственноручно спасенный графиней со свалки. Мне ужасно хотелось бы иметь картинку, но попросить снять его я постеснялась(
Фотографии интерьеров из интернета не отражают их красоты и оригинальности.
Вообще, из всех поместий, а видела я их довольно много, Deene Park мгновенно стал одним из фаворитов.
Кроме Ван Дейка в коллекции имеются отличный Джошуа Рейнольдс(портрет одной из Бруденеллов), несколько Гейнсборо, приличное количество очень неплохих голландцев, фарфор, гобелены, библиотека и прекрасный сад.
Большой холл эпохи Тюдоров.
Малый кабинет.
Библиотека. Период Регентства. Над камином Рейнольдс.
Гостиная. Портрет работы Ван Дейка в центре. Справа предательская Анна Мария, любовница герцога Букингемского.
Еще ракурс Большого холла.
Cтоловая в части здания, относящегося к эпохе Тюдоров.
Все в сад!
Восточный фасад.
Парадный вход... нас здесь не ждут( На самом деле, через этот вход посетителей выпускают.
Дворик перед входом.
Cувенирная лавка.
Леди Бруденелл коллекционирует фарфоровые чайники и это хобби нашло отражение в саду.
Морской конек, вернее, конь - один из геральдических символов семьи, они везде в доме и в саду.
Еще один.
Здесь туристу преградили путь более изящно.
Клумбы.
Cправа летний домик.
Глядя на этого удрученного гражданина я вспомнила советский плакат "Пьянству - бой". Чарку из рук старца кто-то выхватил и немедленно выпил.
Еще чайников.
Пересекаем по мостику ров и отчаливаем восвояси, но с тем, чтобы непременно еще не раз вернуться.