Масштабность внешнеполитических просчетов Запада в отношении России быстро становится очевидной. На неделе после саммита президента Билла Клинтона с Борисом Ельциным, на котором Клинтон выразил полную веру в реформы России, экономические реформаторы Егор Гайдар и Борис Федоров были вычищены из правительства, премьер-министр Виктор Черномырдин осудил «западную экономику», а министр иностранных дел мрачно предупредил о продолжающемся присутствии российских войск в соседних странах.
Все это представляет угрозу безопасности Запада, а также острое позорище для Белого дома.
Спустя два года после того, как Ельцин провозгласил приверженность
поддержку, которая могла бы поддержать реформы, их критиковали за то, что они были марионетками Запада, продавшими страну за пустые обещания.
В 1992 году Запад обещал 524 миллиарда долларов в качестве помощи за год. Фактически, Россия получила около 10 миллиардов долларов, большая часть из которых была настолько ограничена, что ее едва ли можно было считать помощью. Один миллиард поступил от Международного валютного фонда, при сюрреалистическом условии, что деньги должны были храниться в банке и не использоваться. В 1993 году результаты были еще хуже. Запад обещал 28 миллиардов долларов за год. В конце концов, было фактически предоставлено около 5 миллиардов долларов. В то время как западные правительства эвто-России к созданию нормальной рыночной экономики и демократического общества, и спустя месяцы после того, как президенты Клинтон и Ельцин заговорили о новом «стратегическом партнерстве», Россия попала под контроль старой коммунистической гвардии, которой помогают националистические экстремистские партии. Характерно, что новые экономические советники Ельцина - оба коммунисты старой гвардии. Западные лидеры и широкая общественность не понимают нашей собственной вины в опасных событиях в России. В течение двух лет Запад не оказывал реальной финансовой помощи российским реформаторам. Хуже того, Запад обещал большие суммы денег, которые так и не пришли. Реформаторам не только не хватало финансовых восхваляли план Маршалла, никто не хотел его копировать. В результате западные правительства искали суррогатные, внебюджетные источники помощи, включая МВФ, Всемирный банк и экспортно-кредитные агентства. К сожалению, ни один из этих источников не мог предоставить виды грантовой помощи и бюджетной поддержки, которые были наиболее остро необходимы в России.
Затем МВФ испортил усилия по оказанию помощи. Крупнейшие промышленные страны, так называемая G-7, поручили МВП координировать процесс оказания помощи, но МВП действовал как осторожный банкир, а не как координатор западной помощи. Его единственный реальный совет России заключался в сокращении бюджетного дефицита.
Многие на Западе считают, что помощь могла бы сыграть никакой полезной роли в любом случае нет, но эти критики помощи неправильно понимают основные экономические и политические аспекты. Помощь могла бы значительно укрепить политическую руку реформаторов.
Конечно. Западные деньги сами по себе не спасут Россию, если Россия не сможет провести реформы, как это, вероятно, произойдет с новым правительством. Но сочетание реформ и помощи могло бы сработать в течение последних двух лет. Если дать этому количественную меру, то 28 миллиардов долларов западной помощи могли бы профинансировать дефицит бюджета России в размере 14 миллиардов долларов и предоставить такую же сумму напрямую российской промышленности для реструктуризации.
Западные правительства в панике теперь могут предоставить новому антиреформаторскому правительству большую часть помощи, в которой отказано реформаторам. Но даже с помощью новое правительство, скорее всего, приведет Россию в инфляционную пропасть, как в соседней Украине. Там правительство под руководством коммунистов разожгло гиперинфляцию почти на 100% в месяц наряду с падением производства, возвратом к контролю цен и закрытием международной торговли.
Это, скорее всего, будет судьба России, если реформаторы не получат шанс вернуться к власти до того, как грянет катастрофа. Западу лучше всего сейчас подготовиться к еще одному возможному шансу помочь настоящим российским реформаторам. МВФ и Всемирному банку нужна перестановка в высшем руководстве. G-7 должна быть готова в будущем также оказать реальную бюджетную поддержку.
Затем мы должны ждать и надеяться, что Россия снова обратится к реальным реформам и избежит катастрофы политического экстремизма, которая может подвергнуть опасности всех нас.
Джеффри Сакс - профессор международной торговли имени Гейлена Л. Стоуна в Гарварде. Он был экономическим советником президента России Бориса Ельцина, но ушел в отставку в знак протеста в прошлую пятницу
https://www.jeffsachs.org/newspaper-articles/9jklj8why6rhalmte6l5xwckzsbatp