Церковные налоговые системы в Европе

Sep 15, 2023 01:28

Правила, регулирующие систему церковного налогообложения в Западной Европе, различаются от страны к стране, а иногда даже от прихода к приходу. Тем не менее, есть некоторые общие черты. Обычно они включают в себя комиссию, рассчитываемую либо как процент от дохода, либо как часть общей суммы подоходного налога. Деньги идут церквям и некоторым другим религиозным группам, чтобы помочь покрыть их расходы, включая зарплату духовенству, содержание зданий и благотворительные услуги.



В Австрии, Дании, Финляндии, Германии, Швеции и большинстве кантонов Швейцарии церковный налог является обязательным для всех взрослых членов крупных церквей, соответствующих критериям минимального дохода. Обычно сюда входит большинство налогоплательщиков-христиан, но могут исключаться студенты, безработные, пенсионеры и другие лица с низкими доходами. Членство в церкви обычно определяется крещением. Те, кто хочет избежать налога, должны выйти из своей религиозной группы; в большинстве стран необходимо письмо в церковь, хотя недавно были созданы веб-сайты (часто организациями, выступающими против налога), чтобы облегчить этот процесс. 10 В некоторых штатах Германии требуется подача нотариально заверенной формы отмены регистрации в местные органы власти, которые взимают плату за оформление документов.

Во многих случаях налог является крупнейшим источником финансирования доминирующей церкви страны. Например, Датская народная церковь получила около 6,6 млрд датских крон (примерно 1 млрд долларов) в виде церковных налогов в 2017 году, что составляет около трех четвертей ее доходов в том году. А в Австрии Католическая церковь (крупнейшее религиозное учреждение страны) собрала в 2017 году церковных налогов на сумму 460 миллионов евро, что составляет аналогичную долю ее доходов.

Между тем, для физических лиц церковный налог обычно составляет менее 2% от налогооблагаемого дохода. Приведу один конкретный пример: в Финляндии средний доход в 2017 году составил 23 602 евро, а средняя сумма уплаченного подоходного налога составила 4 271 евро, включая средний церковный налог в размере 262 евро (или чуть более 1% от дохода), начисленный на члены крупнейшей конфессии страны - Евангелическо-лютеранской церкви. Различия в налоговых ставках между странами может быть трудно сравнивать, поскольку некоторые страны рассчитывают налог как процент от налогооблагаемого дохода (обычно около 1% или 2%), в то время как другие страны рассчитывают его как процент от причитающегося подоходного налога (обычно в диапазоне от 8% до 21%).

Помимо шести упомянутых выше стран, Португалия и Испания также собирают некоторые налоги, которые передаются на поддержку религиозных учреждений. Но в этих двух странах выплаты являются добровольными даже для членов церкви. В Италии существует еще одна система, известная как otto per mille (восемь на тысячу). Все итальянские плательщики подоходного налога вносят свой вклад в пул средств, и они могут выбирать, пойдут ли их средства на нужды Римско-католической церкви, какого-либо другого религиозного учреждения или на гуманитарные усилия правительства. Тем временем в Исландии из подоходного налога страны выделяется установленная «приходская плата» за каждого жителя старше 16 лет. Эти средства затем передаются религиозным организациям пропорционально количеству их членов.

Ниже приводится краткий обзор церковных налогов в этих 10 европейских странах.

Обязательные церковные налоговые системы (с положениями об отказе от участия)

Ставка Kirchenbeitrag в Австрии
: примерно 1% от годового валового дохода после допустимых вычетов.
Кто платит: члены австрийской католической, старокатолической и протестантской церквей.
Правила: Налогоплательщики получают ежеквартальный или годовой счет от своей церкви и производят оплату непосредственно в свою церковь посредством банковского перевода или онлайн-платежа; отказ требует отмены регистрации в церкви. Платеж считается комиссией, а не налогом.
Общее количество плательщиков (2017 г.): 3,4 миллиона католиков из примерно 7,2 миллиона взрослого населения Австрии. Номера плательщиков для членов Старой католической церкви и протестантов недоступны.
Собранная сумма (2017 г.): Католическая церковь получила от Кирхенбейтрага 461 миллион евро., что составляет 76% ее доходов.

Ставка Киркеската в Дании
: ежегодно колеблется в зависимости от экономических условий и приходских бюджетов; средний показатель за 2018 год составил 0,87% от налогооблагаемого дохода.
Кто платит: члены Датской церкви.
Правила: Церковный налог взимается с подоходного налога и перераспределяется между приходами; отказ требует выхода из церкви.
Общее количество плательщиков (2016 г.): 3,41 миллиона датчан из примерно 4,5 миллиона взрослого населения.
Собранная сумма (2017 г.): Датская церковь получила 6,6 миллиарда датских крон, что составляет примерно 75% ее финансирования.

Ставка Кирколлисверо в Финляндии
: зависит от местоположения и бюджета прихода; в 2018 году составляла от 1% до 2% от налогооблагаемого дохода.
Кто платит: члены евангелическо-лютеранской, православной, немецкой евангелическо-лютеранской церквей и церкви Олауса Петри.
Правила: Церковный налог взимается с налога на заработную плату и перераспределяется между приходами; отказ требует выхода из церкви.
Общее количество плательщиков (2016 г.): 2,8 миллиона налогоплательщиков из примерно 4,4 миллиона взрослого населения Финляндии.
Собранная сумма (2016 г.): В 2016 году финские налогоплательщики заплатили Евангелическо-лютеранской церкви 905 миллионов евро, что составляет примерно 75% ее финансирования.

Ставка Кирхенштойера в Германии
: большинство земель Германии взимают 9% подоходного налога; два штата, включая Баварию, взимают 8% подоходного налога.
Кто платит: члены католической и протестантской церквей, а также члены некоторых еврейских групп и гуманистических групп. Другие зарегистрированные религиозные организации, в том числе представляющие меннонитов, Свидетелей Иеговы и мусульманские группы, также имеют законное право собирать налог, но не делают этого.
Правила: Церковный налог автоматически взимается вместе с подоходным налогом; правительство управляет сбором от имени религиозных организаций, которые платят плату за передачу этого процесса на аутсорсинг. Для отказа необходимо покинуть церковь.
Общее количество плательщиков (2014 г.): 18,5 миллионов человек из примерно 68,5 миллионов взрослого населения Германии.
Собранная сумма (2017 г.): Католическая и протестантская церкви Германии собрали вместе около 11,7 млрд евро, что составляет почти половину их доходов.

Шведская ставка Kyrkoavgift
: варьируется от 0,8% до 1,5% от налогооблагаемого дохода для членов Шведской церкви в зависимости от прихода.
Кто платит: члены Шведской церкви; члены 15 других групп, включая Римско-католическую церковь и мусульманские организации, могут участвовать в параллельной системе платежей, известной как avgifttil trossamfund (плата религиозным общинам).
Правила: Платежи взимаются с подоходного налога; отказ требует выхода из церкви. Платеж считается комиссией, а не налогом.
Общее количество плательщиков (2017 г.): 6,2 миллиона человек из примерно 7,8 миллиона взрослого населения внесли пожертвования в Шведскую церковь.
Собранная сумма (2017 г.): Шведская церковь получила 13,6 млрд шведских крон (1,7 млрд долларов США), что составляет около 80% ее финансирования.

Швейцарская ставка Кирхенштойера
: варьируется в зависимости от прихода, кантона и церкви. В столице Швейцарии Берне, например, он составляет 20,7% подоходного налога для католиков и 18,4% подоходного налога для протестантов.
Кто платит: в большинстве кантонов обязателен для членов католической и протестантской церквей, соответствующих требованиям к минимальному доходу.
Правила: Из-за сильно децентрализованной федеральной структуры Швейцарии в каждом из 26 кантонов страны действует разная налоговая система: в некоторых из них установлены относительно высокие церковные налоги, а в некоторых вообще нет. Многие кантоны также требуют от предприятий уплаты церковного налога.
Общее количество плательщиков: Не имеется.
Собранная сумма (2016 г.): По оценкам католической и протестантской церквей, с частных лиц было собрано примерно 1,4 миллиарда швейцарских франков (около 1,4 миллиарда долларов). Это приблизительная оценка; официальных данных по стране нет.

Другие типы церковных налоговых систем

Ставка Sóknargjöld
в Исландии : фиксированная сумма устанавливается ежегодно в зависимости от потребностей приходского сбора. В 2018 году ежемесячный платеж составлял 931 крону (примерно 7,76 доллара США) на человека.
Кто платит: правительство выделяет выплаты из общей суммы подоходного налога от имени членов Евангелическо-лютеранской церкви Исландии и десятков других официально признанных религиозных или философских групп. К ним относятся, среди прочего, христианские, мусульманские и буддийские группы.
Правила: Все жители Исландии автоматически добавляются в список Сокнаргьёльда в возрасте 16 лет и причисляются к религиозной группе своих родителей, если они не перейдут в другую принадлежность. Пошлина исландцев, объявивших себя религиозными неприсоединившимися, поступает в национальную казну.
Общее количество членов Исландской церкви с распределением в Сокнаргьёльде (2018 г.): 186 477 человек из примерно 259 906 взрослого населения.
Сумма, выделенная Церкви Исландии (2018 г.): 2,1 миллиарда исландских крон (примерно 17,5 миллионов долларов США).

Ставка Отто на тысячу
в Италии : 0,8% от общих доходов правительства по подоходному налогу.
Кто платит: Все итальянские подоходные налогоплательщики вносят свой вклад в пул otto per mille .
Правила: Хотя процентная ставка на тысячу (0,8%) автоматически вычитается из поступлений государственного подоходного налога, налогоплательщики могут выбирать, как распределять эти средства. Выбор включает католическую церковь, которая получает подавляющее большинство отто на тысячу.доходы; около дюжины других религиозных организаций, включая Союз итальянских еврейских общин и Итальянский буддийский союз; и государство, которое обычно тратит доходы на гуманитарную деятельность в Италии и за рубежом. Доли налогоплательщиков, которые не выбрали пункт назначения, добавляются в более широкий пул «отто на тысячу» и делятся в соответствии с выбором, сделанным налогоплательщиками, выбравшими пункт назначения.
Собранная сумма (2017 г.): Католическая церковь получила 986 миллионов евро по механизму otto per mille , при этом около 80% налогоплательщиков (13,9 миллиона) выбрали этот вариант.

Португалия
Ставка: 0,5% подоходного налога.
Кто платит: Добровольно.
Правила: Налогоплательщики могут направить 0,5% своих обязательств по подоходному налогу с населения на пользу соответствующей критериям церкви, благотворительной организации или организации, представляющей общественные интересы.
Общее количество плательщиков: Не имеется.
Сумма сбора: Недоступна.

Ставка испанской Касилья - де-ла-Иглесиа
: 0,7% подоходного налога.
Кто платит: добровольно для всех, кто подает декларацию о подоходном налоге.
Правила: Налогоплательщики могут по своему выбору делать взносы в Католическую церковь, в фонд деятельности, представляющей общий социальный интерес, в обе стороны или ни в одну из них. Организации-получатели средств благотворительного фонда выбираются на грантовом конкурсе; в их число обычно входят международные группы по борьбе с бедностью, а также церковные благотворительные организации, такие как Каритас.
Собранная сумма (2017 г.): 7,1 миллиона налогоплательщиков решили отдать 0,7% своего подоходного налога Католической церкви, что составляет почти 260 миллионов евро.

Происхождение церковного налога и проблемы, с которыми он сталкивается

Церковные налоги были введены, чтобы помочь отделить религию от государства на фоне волны секуляризации, охватившей Европу в XIX и начале XX веков, и с тех пор система пережила множество проблем - юридических и прочих.

До индустриализации Европы религиозные и политические лидеры региона были тесно связаны. В некоторых странах высшие священнослужители управляли обширными территориями и занимали влиятельные политические позиции. Церкви также владели приносящими доход сельскохозяйственными угодьями, собирали десятину с приходов и получали другие выплаты, связанные с религиозными праздниками и обрядами, такими как бракосочетание. Эти потоки доходов легли в основу огромного богатства церквей. 12

В конце 18-го и начале 19-го веков несколько экономических и политических сдвигов начали ослаблять суверенитет церквей. Некоторые философы Просвещения ставили под сомнение традиционные религиозные доктрины и распространяли новые идеи о деизме, в то время как другие выступали за свободу совести. К концу 18 века индустриализация начала перемещать рабочие места с ферм на фабрики. Миллионы европейцев переехали из сплоченных приходов в города, где люди познакомились с новым мышлением о многих вещах, включая религию.

Тем временем, после серии военных конфликтов и территориальных обменов, церкви в ряде европейских стран были вынуждены передать большую часть своей собственности государственным структурам, что сделало их зависимыми от государственного финансирования. 13

Немецкие государства были одними из первых в Западной Европе, кто ввел церковный налог в середине 1800-х годов, после того как княжества больше не могли соблюдать соглашения о финансировании церквей в обмен на экспроприированную ими землю. Дания и Швеция последовали этому примеру в начале 1900-х годов, после того как сельскохозяйственные реформы, направленные на более справедливое землевладение, ограничили права церквей на десятину. В Австрии церковный налог был введен нацистами в 1939 году. В рамках более широкой кампании по ограничению власти церкви правительство под руководством нацистов конфисковало существующий в стране «религиозный фонд», который ранее финансировал духовенство. Испания и Италияпродолжал поддерживать Католическую церковь из государственного бюджета до конца 1970-х и середины 1980-х годов соответственно, когда обе страны независимо подписали соглашения с Ватиканом, ограничивающие привилегии церкви.

Поскольку в последние десятилетия западноевропейские общества стали более религиозно разнообразными, правительства столкнулись с давлением, требующим распространить налоговую возможность на более широкий круг религиозных групп и даже на нерелигиозные благотворительные организации. В Швеции, например, правительство теперь разрешает более дюжине религиозных организаций участвовать в системе, хотя их взнос известен как «плата религиозным общинам» в отличие от более широко известного «церковного сбора», который идет в пользу Церковь Швеции.

В Германии церковный налог собирают также некоторые гуманистические группы, как и многие еврейские организации. Мусульманские группы в Германии не пользуются своим правом взимать налог со своих членов, но некоторые немецкие политики недавно призвали к введению нового «налога на мечети » , чтобы противостоять влиянию иностранных спонсоров в таких странах, как Саудовская Аравия и Турция, которая может стремиться продвигать более радикальные интерпретации ислама.

Церкви в странах, где есть церковный налог, во многом зависят от него, но эта схема часто оспаривается. Например, Датское атеистическое общество в 2016 году провело рекламную кампанию , включающую рекламу в автобусах и в Интернете, призывающую датчан усомниться в своей вере в Бога и призывающую их посетить веб-сайт, на котором были простые инструкции по отмене регистрации в национальной церкви. Кампания способствовала резкому увеличению числа случаев отмены регистрации в 2016 году, по данным Датской церкви, которая заявила, что в 2016 году официально отказались от веры 24 728 человек по сравнению с 9 979 годом ранее.

А в Германии церковный налог столкнулся с юридическими проблемами - как со стороны налогоплательщиков, которые не хотят, чтобы их вера была привязана к платежам, так и со стороны экспатриантов, которые ставят под сомнение юрисдикцию церквей над их религиозной принадлежностью. 14 В 2012 году высший административный суд Германии вынес решение против Хартмута Цаппа, профессора церковного права на пенсии, который утверждал, что он может продолжать быть католиком и участвовать в жизни своей общины, даже несмотря на то, что он официально отказался от регистрации в юридическом органе, составлявшем Католическая церковь в Германии. Суд, однако, приравнял отмену регистрации к выходу из самой церкви, фактически поддержав конференцию немецких епископов, которая утверждает, что католики, вышедшие из церкви, больше не имеют праваполучать такие услуги, как исповедь и Святое Причастие.

Налог часто застает врасплох иностранцев в Германии, иногда обнаруживающих, что они должны его оплатить уже после получения налогового счета. В 2015 году итальянский футболист Лука Тони выиграл судебный процесс против немецких бухгалтеров, которые контролировали его налоги, пока он играл за мюнхенскую «Баварию», утверждая, что они не проинформировали его должным образом о его обязанности платить церковный налог, и обвиняя их в огромном счете, который в результате накопилось. Немецкий суд вынес решение в его пользу и присудил ему 1,25 миллиона из 1,7 миллиона евро, которые он задолжал. «Если бы я знал, сколько стоит быть католиком здесь (в Германии), я бы немедленно покинул церковь», - как сообщается, сказал Тони .

В Швейцарии, где национальные дебаты часто решаются посредством референдумов, избиратели в 1980 году подавляющим большинством голосов отвергли поправку к конституции, которая лишила бы церкви права собирать налоги и формально разделила бы церковь и государство. Сегодня один из крупнейших споров по поводу швейцарского церковного налога вращается вокруг некоторых кантонов (швейцарский эквивалент штатов или провинций), требующих его уплаты от корпораций, фондов и других юридических лиц. Критики утверждают, что эта практика несправедлива, поскольку эти организации не могут отказаться от нее.

А в Испании левый премьер-министр Педро Санчес, вступивший в должность в 2018 году, заявил, что хочет отменить соглашение , подписанное с Ватиканом, которое гарантирует финансирование церкви за счет налога, а также урезать другие церковные привилегии. такие как освобождение от налогов и государственные субсидии.

Хотя эти дебаты поднимают вопросы о долгосрочном будущем церковного налога в Западной Европе, его платят миллионы людей, и, как показывает этот отчет, многие говорят, что планируют продолжать это делать.
Отсюда https://www.pewresearch.org/religion/2019/04/30/in-western-european-countries-with-church-taxes-support-for-the-tradition-remains-strong/

церковный налог, Европа

Previous post Next post
Up