Несколько лет назад я помнится ошеломил пару читателей моего жж, когда сообщил им, что уровней CLB (Canadian Language Benchmarks - Уровней знания языка) отнюдь не 6, а ровно в два раза больше. Несколько позже один "всесведующий" иммигрант долго доказывал мне, что он "английский уже весь выучил", и его педагогиня уже поздравила его с выпуском из языковой школы, ибо уровень 6 - это самый высокий уровень английского. Пришлось мне человеку обеспечить "маленький инфаркт" и сообщить, что уровней CLB на самом деле не 6, а ровно в два раза больше. А также то, что уровня 5-6 достаточно только для того, чтобы работать в сфере обслуживания - в МакДональдсе, например. А чтобы общаться на английском на философско-эстетически-культурную тематику, чтобы легко и непринужденно юморить на языке, и чтобы читать и полностью понимать любимую писательницу нашего мэра Маргарет Атвуд (Margaret Atwood), то уровень надо иметь 11, а лучше 12. Детали о 12-ом уровне можно найти здесь
http://www.language.ca/display_page.asp?page_id=550 , но в целом сказка сводится к тому, что достижение 12-го уровня означает, что вы владеете английским (или французским) на уровне грамотного и образованного носителя языка. Ага, не больше - не меньше.
Вернемся, к моему "всесведующему" знакомому... Педагогиня его на самом деле не совсем обманывала, ибо найти "высокие" уровни языка в Торонто тяжелее, чем качественный израильский йогурт (big smiley face here). А записаться на них - еще тяжелее. Бесплатное обучение иммигрантов заканчивается, как правило, именно на уровне 6, а мест, где можно найти уровни 7-8, можно по пальцам пересчитать. Поэтому я постоянно слышу от своих ESL студентов, многие из которых в Канаде много лет, что языка им по-прежнему не хватает. Кто-то жалуется на недостаток вокабуляра, кто-то на неумение перефразировать, кто-то не понимает как можно шутить на языке, кто-то не понимает шутки англоговорящих, кто-то не умеет выражать эмоции на английском и автоматически переключается на эмоциональные средва выразительности первого языка... Все это еще и осложняется канадской атмосферой невмешательства - люди, знающие язык хорошо, исправлять ваши ошибки не будут - ибо это считается невежливым поведением. Даже я, как педагог спрашиваю - вы не против, если я периодически буду указываеть вам на ошибки - не на все, но хотя бы на системные, которые при желании можно исправить. Правду сказать, за все время педагогической работы ни разу не встретил человека, который бы мне сказал - нет, я не хочу знать свои ошибки. Наоборот - все умоляют исправлять, подсказывать, "подталкивать" к правильному варианту. И я делаю точно так же, когда нахожусь в роли студента и говорю на французском.
Еще одна проблема - это то, как этому несчастному "второму" языку собственно учат. Клинические случаи, когда педагог засыпает на уроке, я не беру - и если вы думаете, что такого, не бывает, то вы глубоко ошибаетесь (мне добрые люди даже видео показывали, как педагог LINC заснул от собственно им же и созданной скукотищи на уроке - ей-богу, не шучу!). Поскольку я уже много лет являюcь teacher trainer, то бишь этих самых педагогов готовлю к тому, что они буду учить английскому студентов всех уровней и мастей, я, положа руку на сердце, могу честно признаться, процент качественных, грамотно подготовленных и грамотно проведенных уроков, которые к тому же являются интересными, увлекательными и позволяющими каждому ученику как можно быстрее двигаться вперед - ничтожно мал. Я бы сказал не более 5 % от общего количества просмотренных мной уроков. Процент педагогов, которые в курсе научных исследований в области методики преподавания второго языка, еще меньше. А процент педагогов, которые эти исследования пытаются внедрить на практике, вообще катастрофически мал. Я как-нибудь напишу про Влада, ФанНИ и БриЖИТ - моих педагогов французского - и вы таки будете смеяться - потому, что все трое - это был высший пилотаж высококласной педагогической некомпетености и/или блестящего учительского пофигизма. В общем, неудивительно, что многие ученики, какой бы язык они не учили, разочаровываются в метдике, в педагоге, в учебнике, в организации учебного процесса и собственно бросают изучение языка.
Как я уже не раз писал - язык (и первый язык тоже, который отнюдь не всегда становится доминантным, кстати) - это приключение на всю жизнь. Всегда узнаешь что-то новое, открываешь для себя тонкости, осваиваиваешь ранее невидимые детали. Выучить язык нельзя - можно сформировать устойчивую грамматическую систему в голове, освоить достаточное количество лексики, овладеть более-менее акцентом. Но язык - он всегда больше, грандиознее, интереснее, увлекательнее и головокружительнее, чем ты уже знаешь. Язык всегда зовет тебя дальше, просит тебя узнать больше, продвинуться глубже... Вот собственно на этом псевдоинтеллектуальном заключении я сделаю неуклюжую попытку превратить этот пост в бессовестное продвижение собсвенного бизнеса. Так что - вдохните глубже...
Три года мои бывшие ESL ученики при поддерже моих TESL учеников (то бишь ESL учителей), уламывали меня согласиться на эту инициативу, и я наконец-то, сдался и решил предложить специально разработанный курс для продвинутых ESL learners, которые хотят говорить на английском больше и лучше. Курс очень необычный и будет сильно отличаться от того, что обычно предлагается в языковых школах Торонто. В основе лежит идея соединения вербальной и невербальных языковых средств, которая уже давно нашла поддержку в массе научных исследований, в том числе работах по нейролингвистике, языковой прагматике и методике преподавания второго языка. Занятия сочетают групповую, парную и индивидуальную формы работы. Каждый ученик занимается не только в группе (под моим чутким руководством), но еще и индвидуально с преподавателем-носителем языка, который отслеживается языковой прогресс ученика и дает ученику corrective feedback (индивидуальную корректировку грамматики, фонетики, лексики, прагматики и т.д.).
Первую "пилотную" группу открываем в апреле. Занятия один раз в неделю по 3 часа (вечер с 6 до 9). Группа - 10 человек (на данный момент осталось 4 места). Поскольку курс "пилотный" цену решили предложить возмутительно низкую - 50 % от стоимости.
Подробности здесь:
http://www.torontolab.org/#!about-e/c1xp0 Если у вас есть возможность, распространить информацию и/или порекомендовать этот курс тем, кто, по вашему мнению, нуждается в улучшении their spoken English - заранее большое спасибо! Перепост всячески приветствуется! Eще раз - СПАСИБО!