Мое открытие ... Канады?

Oct 09, 2009 18:36


Совершенно забыл написать - от Москвы осталось еще одно наблюдение. Не о Москве, не о России, не о моем путешествии, а собственно о нас, о нашем самосознании, о нашем мировосприятии, о нашем мировоззрении. Заметьте, пишу «нашем», а не «их» (и уж, тем более не «ихнем». Ну, просто потому что «кофе чернЫЙ», и я его в чашку кладу, а не ложу). Я вырос в СССР, я впитал все хорошее и все плохое, что в нем было и себя от homo sovetiсus не отделяю. Точно также как не отделяю я себя от homo torontonius.


 Как-то в разговоре с моими московскими друзьями я сказал «мы»,  имея в виду «мы - жители Торонто»: О! - недовольно прервали меня. - Он уже ассоциирует себя с НИМИ! Он говорит «мы, канадцы». Пришлось резко парировать: я ответил, что в Канаде я часто говорю «мы россияне». А еще я могу также спокойно заявить «мы мужчины, мы армяне, мы аспиранты, мы билингвы, мы родившиеся в Ташкенте, мы любящие чай, мы, помогающие Гринпису, мы, сортирующие мусор, и мы, говорящие «спасибо», мы, не ругающиеся матом, и многие другие «мы». Потому, что я не живу в бинарном мире «наши» и «ненаши». Мой мир - гораздо сложнее и интереснее. Поэтому мое «мы канадцы», не исключает моего же «мы россияне». «Мы русскоязычные» никоем образом не деноминирует «мы англоязычные», и так далее и тому подобное.

Однако, хватит предисловий… Перейдем к нам, к нашему менталитету и к тому, как красочно мы умеем оценивать и особенно - ценить другого человека. Репетируем значит спектакль, о которым я тут всем уши прожужжал в жж. Огромная шестичасовая репетиция: актеры стараются по полной, выкладываются на 100 процентов, а некоторые даже на 150. Все устали, конечно, плюс еще от новых декораций жутко несет краской, поэтому у половины состава жутко болит голова. Репетиция заканчивается - следующая в понедельник. До конца остается 10 минут, и я постановочной группе так на ушко говорю: «Пожалуйста, не говорите актерам ничего плохого, давайте отправим их на уикенд в хорошем настроении». Мне кажется, это так важно, чтобы человек получал удовольствие от своей работы, чтобы чувствовал, что его ценят, что видят его усилия (Вот что проклятая Канада с людьми делает!). Поэтому я завершаю репетицию фразой: «Большое вам всем спасибо! Какие все молодцы! Вот тут прекрасная находка... вот там прекрасная мизансцена... Было, конечно, пару недостатков, но я вам их сообщу индивидуально по емейлу, и мы вместе подумаем, как их исправить. Еще раз - огромное спасибо!» Далее обрамляю это все канадским «Have a nice weekend!» (Хороших выходных!) и улыбкой в 32 зуба. Несмотря на то, что у меня их только 28. После чего передаю слово следующему оратору и наивно думаю, что он(а) поступит так же. Но нет! Каждый, кто берет слово, начинает и заканчивает негативом: мол, это было не так, то было плохо, тут не дотянули, там перестарались, здесь перепутали, «сколько можно повторять» и так далее и тому подобное. При том, что хорошего на репетиции было немало, но это хорошее НИ РАЗУ не упоминается, не поощряется, не одобряется.

Такие же ощущения после  репетиции для публики. Проводим открытую репетицию: честно говорим, до спектакля еще МЕСЯЦ, костюмов нет, декорации недоделаны, актеры первый раз на сцене. Огромное спасибо, что пришли - хотелось бы услышать конструктивную критику! Ага, щаз! Размечтался, режиссеришко! Из 20 граждан, приславших критику на спектакль, только трое сделали по-настоящему конструктивные замечания. Самый популярный принцип критики был: мне это не было понятно, значит режиссер - дурак, актеры - бездарности, спектакль - плохой. У меня свое видение того, как это должно быть, значит ваше видение не имеет права на жизнь. Позиция: мне это не было понятно, потому что «я такой ограниченный», или «потому что я отвлекся в этот момент», «потому что я плохо знаю язык» нам не близка. Еще дальше позиция: мне это было не совсем понятно, но, может быть, если попробовать сделать вот так, будет лучше». Нет, сразу надо заявить, что вот это плохо, вот это не так. Нет, хорошего море, но это неважно, это за кадром, это подождет. При этом я совсем не одобряю абсолютный позитивизм (такие отзывы были и конструктивность предложений они не отличались). Но просто признать (здесь очень напрашивается английский глагол acknowledge, полный смысл которого на русский перевести очень трудно)  … просто признать наличие чего-то хорошего, просто поблагодарить за то, что пригласили, просто признать, что кто-то другой вложил море труда и нервов. Неееееет, это все за рамками. Это все неважно! У нас нет незаменимых, человек - не ценность, его идеи и труд тоже. Есть два мнения: мое и неправильное! Поэтому если у кого-то другое мнение - сразу диагноз ему, а я абсолютно здоров! Диалог мгновенно переходит в монолог… конструктивизма ноль, общение скатывается в обвинения, настроение у всех ни к черту, день испорчен, жизнь не удалась… И так далее и тому подобное…

И в заключение, еще одно наблюдение…

Репетировали мы в помещении одной московской школы. Когда я туда зашел первый раз, я вежливо поздоровался с охранником и направился на второй этаж поприветствовать директора. Вдруг - резкий отклик, как из далекого советского прошлого: «Эй-эй-эй!!! Куда пошел?!». Оборачиваюсь: стоит уборщица (между прочим, относительно молодая и достаточно симпатишная, как потом выяснилось, даже с высшим образованием). В общем, стоит эта не побоюсь это слова «дама» руки в боки и выражение лица у нее «Не влезай - убьет!». Манит она меня так пальчиком и на все фойе заявляет: «У нас тут нииззззя без сменки на второй этаж! НИКОМУ! Ясно?». А рядом дети, актеры мои - в общем, тетенька унизила по полной программе - очень профессионально, чувствуется боевая закалка, комсомольское прошлое и годы опыта на данной должности.  Я, конечно, это дело так не оставил - подхожу к ней вплотную и очень нежно вещаю: «А у нас незнакомым людям принято сначала говорить: «Здравствуйте!» и «Как у вас дела?». Так вот: "Добрый день! Про сменку не знал - извиняюсь!" Тетенька опешила. Я спокойно достал танцевальную обувь и переодел. Вопрос даже не в том, что я не знал, что сменку надо переобувать (в Канаде я отвык от такого понятия как «сменка», ибо здесь обувь практически не пачкается), а в том, что к людям надо относиться по-человечески. И не воспринимать каждого незнакомца как "врага народа", "предателя родины", "расхитителя коммунистической собственности", "сволочь, непереодевшую сменку" и так далее и тому подобное...

Кому-то покажется, что все эти случаи не имеют никакого отношения друг к другу. Возможно. Но мне постоянно казалось, что это звенья одной цепи. Последствия такого странного и такого нашего менталитета. Менталитета, в котором люди не любят себя и не любят других людей… По-моему, кто-то из сатириков называл это «вахтерским» мышлением. Однако, важно понять, что с этим мышлением делать. И тут, по-моему, лучше Чехова не скажешь... Выдавливать, по капле. Вот так!

russia

Previous post Next post
Up