Какой урок вынесла православная церковь из гонений ХХ века? - одна из главных тем прошедшего в Москве православного фестиваля «Преображенские встречи. Имеющие надежду»
- Вся эпоха Сталина прошла через мою шкуру, я сам просидел десять лет в сталинских лагерях, где я жил только одной надеждой на волю Божью, потому что если бы у нас тогда не было надежды, люди бы вешались, - сокрушенно качает головой писатель
Алексей Арцыбушев. - И воля Господа была явлена. Сегодня церковь ожила, сегодня церковь набита битком, - массой молодежи, массой маленьких детей, которых тянут к чаше отцы и молодые матери. Сегодня церковь уже не так бедна, как она была бедна в сталинское время, когда она жила на копейки старух. Но жила, и выстояла. А возьмите сегодня любую церковь, как там не хватает Спасителя с плеткой… Поэтому надо что-то делать, чтобы церковь ожила и в духовном плане.
В Москве прошел уже второй по счету православный фестиваль «
Преображенские встречи. Имеющие надежду», который собрал
более двух тысяч участников из России, Италии, Франции, Швейцарии, Румынии и других стран. Церковные и общественные деятели, историки, известные писатели и поэты - такие, как
Алексей Арцыбушев или
Ольга Седакова, обсуждали один их самых трудных вопросов современной церковной жизни: как сегодняшняя церковь воспринимает уроки жестокого и кровавого ХХ века, который дал христианскому миру больше мучеников, чем вся предыдущая история христианства.
Вопрос непростой. С одной стороны, вся православная церковь почитает память погибших в годы красного террора священников и архиереев - сегодня в церковном календаре значится уже более полутора тысяч имен новомучеников. С другой стороны, вспоминая слова философа Квинта Септимия Тертуллиана, назвавшего кровь мучеников «семенем Церкви», следует признать, что ни церковь, ни общество никак не готовы ни к восприятию этого семени, ни, тем паче, к возделыванию нового «урожая».
Читать далее