Дом-музей Михаила Пришвина в Дунине

Aug 13, 2016 08:48

После Саввино-Сторожевского монастыря и Музея Сергея Танеева мой рассказ будет о Доме-музее Михаиле Пришвина в Дунине. До этого лета я кое-что слышала о Михаиле Пришвинев нашем братстве. Кто-то был на выставке его фотографий, кто-то читал его дневники. Однако масштаб этой личности я представляла себе с трудом. Все моё знание Пришвина как писателя ограничивалось школьной программой по литературе, а как о человеке я о нем не знала ничего.


Цитата:
Россия... Или это лишь чувство прошлого? Но какое же у нас прошлое - народ русский в быту своем неизменный; история власти над русским народом и войн..? Большинству нет никакого дела до власти и до того, с кем он воюет; история страдания сознательной личности - это есть история России? Да, это есть, но когда же кончится, наконец, такая ужасная история? И Сам Распятый просил, чтобы миновать Ему эту чашу, и Ему даже хотелось побыть.
Михаил Пришвин

[Михаил Пришвин. Чаша. Библейский сюжет]

image Click to view



Интересные факты о его жизни:
  • Матери будущего писателя, Марии Ивановне, происходившей из старообрядческого рода Игнатовых и оставшейся после смерти мужа с пятью детьми на руках и с имением, заложенным по двойной закладной, удалось выправить положение и дать детям достойное образование.
  • В 1882 году Михаила отдали учиться в начальную деревенскую школу, в 1883 году он был переведён в первый класс Елецкой классической гимназии, за 6 лет учёбы дошёл только до четвёртого класса и должен был очередной раз остаться на второй год, но из-за конфликта с учителем географии В. В. Розановым из гимназии отчислен «за дерзость учителю».
  • В дальнейшем М. Пришвин, проживая у своего дяди - купца И. И. Игнатова в Тюмени, вполне показал умение учиться. Заканчивал обучение в Тюменском Александровском реальном училище в 1893 году. Не поддавшись уговорам бездетного дяди унаследовать его дело, продолжил образование в Рижском политехникуме. За участие в деятельности студенческого марксистского кружка подвергся аресту и заключению, после освобождения уехал за границу.
[Spoiler (click to open)]
  • В 1900-1902 годах учился на агрономическом отделении Лейпцигского университета, после чего получил диплом инженера-землеустроителя. Вернувшись в Россию, до 1905 года служил агрономом, написал несколько книг и статей по агрономии - «Картофель в огородной и полевой культуре» и другие.
  • Оставив свою профессию агронома, стал корреспондентом различных газет. Увлечение этнографией и фольклором привело к решению путешествовать по европейскому Северу. На основе впечатлений от путешествия в Олонецкую губернию Пришвиным была создана в 1907 году книга очерков «В краю непуганых птиц (Очерки Выговского края)», за которую он был награждён серебряной медалью Русского географического общества.
  • Став известным в литературных кругах, сблизился с Ремизовым и Мережковским, а также с М. Горьким и А. Н. Толстым. Являлся действительным членом Санкт-Петербургского религиозно-философского общества.
  • В 1908 году результатом путешествия в Заволжье явилась книга «У стен града невидимого». Очерки «Адам и Ева» и «Чёрный араб» были написаны после поездки по Крыму и Казахстану. Максим Горький содействовал появлению первого собрания сочинений Пришвина в 1912-1914 годах.
  • В годы Первой мировой войны был военным корреспондентом, печатая свои очерки в различных газетах.
  • Во время революционных событий и Гражданской войны успел пережить тюремное заключение, напечатать ряд статей, близких по взглядам к идеологии эсеров, вступить в полемику с А. Блоком по поводу примирения творческой интеллигенции с большевиками (последний выступил на стороне Советской власти).
  • Страстно увлекался охотой и краеведением, много писал об этом.
  • в 1930-е годы он обучался автоделу на Горьковском автозаводе и приобрел фургон, на котором путешествовал по стране. Ласково называл фургон «Машенька». А в последние годы жизни имел автомобиль «Москвич-401», который установлен в его доме-музее.
  • Пришвин своей главной книгой считал «Дневники», которые он вёл в течение почти полувека (1905-1954) и объём которых в несколько раз больше самого полного, 8-томного собрания его сочинений. Постоянная духовная работа, путь писателя к внутренней свободе подробно и ярко прослеживается в его богатых наблюдениями дневниках, где, в частности, дана картина процесса «раскрестьянивания» России и сталинской модели социализма, выражено гуманистическое стремление писателя утвердить «святость жизни» как высшую ценность.
  • В 1920-е годы писатель начал серьёзно изучать технику фотографирования, считая, что использование фотографий в тексте поможет дополнить авторский словесный образ авторским же зрительным образом. Писатель не ограничивался съёмками на природе. В 1930 году он сделал серию фотоснимков об уничтожении колоколов Троице-Сергиевой лавры. В архиве писателя сохранилось более двух тысяч негативов. Пришвин не надеялся обнародовать при жизни большинство из своих снимков. После смерти писателя его вдова Валерия Дмитриевна сохранила негативы вместе с дневниками.


Нашла видео дома-музея Пришвина, но всех впечатлений оно не передает. Места там, действительно красивые. Недалеко от домо- река Москва, лес, поля. На большом участке у дома две аллеи - еловая и липовая, большая красивая поляна, где сейчас проходят концерты.

Немного моих фото


[Spoiler (click to open)]































Можно здесь почитать дневники и другие произведения Пришвина.
       

погода - природа, литература, паломничество, преображенское братство, музеи, русские, м.м. пришвин

Previous post Next post
Up