Из выступления заведующей Богословским колледжем Людмилы Комиссаровой на Сретенском соборе Преображенского братства в 2015 г.
Начинать разговор о братствах XIX века в России, наверное, следует с 1864 года. В этот год вышло высочайшее постановление «Основные правила для учреждения православных братств»*, которое позволило создавать православные братства в России. Они стали создаваться и распространяться. К концу XIX века таких братств в России было порядка 150, и они насчитывали около 40 тысяч братчиков - достаточно большое движение.
Среди православных братств того времени были самые разные объединения. Мы знаем о таких жемчужинах братского движения как Крестовоздвиженское трудовое братствоН.Н. Неплюева, позднее братство создал епископ Макарий (Опоцкий): эту деятельность он начинал еще будучи священником. Движение беседников тоже можно назвать братским. Мы обращаем внимание на эти движения как на движения неформальные, которые ставили своей главной целью объединение людей христианской верой и христианской жизнью.
Но большинство православных братств этого периода были созданы с целью привлечения церкви к решению социально-политических задач, главным образом для защиты православия от инославного влияния, для борьбы с распространившимся в народе расколом и сектантством. Для осуществления этой цели было важно укреплять православные приходы, просвещать православный народ. Такой деятельностью и занимались миссионерские и просветительские братства. Кроме того, существовали православные братства, которые специально занимались благотворительностью, поддержкой храмов и приходского духовенства и т.д.
[Spoiler (click to open)] Конечно, все эти братства создавались на официальной основе, в рамках постановления «Основные правила для учреждения православных братств». Они имели регистрацию, их уставы были благословлены церковными иерархами. Иногда они имели императорское покровительство.
К сожалению, создание православных братств по государственному указу зачастую осуществлялось формально. Многие братства не выдержали испытание временем и довольно быстро прекратили свое существование. Но были примеры и других братских объединений, много потрудившихся ради просвещения, сохранения и укрепления православной веры в народе. Эта цель соединяла членов братства в их жизни и служении, это дало возможность братствам развернуть широкую деятельность и принести реальную пользу.
В качестве примера можно привести Московское миссионерское Братство св. Петра Митрополита, основанное в 1872 г. Устав братства был утвержден митрополитом Московским Иннокентием. В братство входили православные люди всех сословий. Целью братства было разъяснение основ православного учения и обличение заблуждений раскола как старообрядцев, так и православных, живущих в их среде. Для этого печаталась и распространялась вероучительная литература, проводились беседы в церкви после литургии или вечернего богослужения. Братство имело свою типографию, издавало журнал «Братское слово». Оно открыло 6 школ, в которых обучалось более 300 учащихся, большинство из которых были дети старообрядцев.
При этом между такими братствами существовала связь, взаимодействие. В то же время часто создавались приходские и межприходские союзы, епархиальные братства и т.п.
Во Владимире было большое Александро-Невское братство. Оно тоже было создано в 70‑х годах XIX века и вело широкую просветительскую работу: создавало библиотеки, издавало много книг и брошюр духовного содержания. И конечно, для такой большой работы был необходим очень серьезный и бескорыстный труд братства. Владимирское Александро-Невское братство было межсословным, в него входили представители многих слоев населения - дворяне, купцы, чиновники, крестьяне. В этом братстве было порядка 270 представителей крестьянства.
Хочу сказать несколько слов еще об одном братстве XIX века, с историей которого я познакомилась совсем недавно. Это Острожское братство, которое было создано на окраинах России, в городе Остроге, в тех местах, где когда-то свою миссионерскую деятельность вел известный нам князь Константин Острожский. По его инициативе была напечатана первая Библия на церковнославянском языке (первопечатником Иваном Федоровым с его товарищами). Сейчас это Ровненская область на северо-западе Украины. К 60-м годам XIX века православие в этих местах было в большом упадке из-за сильного католического влияния. И вот, в 1864 г. графиня Антонина Дмитриевна Блудова, камер-фрейлина императрицы, со своими соратницами, тоже дамами высшего света - княгинями Голицыной и Шереметьевой, Анной Федоровной Тютчевой (дочерью известного поэта Федора Ивановича Тютчева), Карамзиной и другими создает в Остроге православное братство просветительского характера с целью возрождения православия на Волыни.
Это братство существовало довольно долго на личные пожертвования самой графини Блудовой, которая продала свои драгоценности для того, чтобы построить в Остроге сначала храм, а затем училище, богадельню, больницу, приюты. Женское училище, построенное графиней Блудовой, просуществовало вплоть до 1923 года.
Можно приводить довольно много примеров вот таких межприходских, епархиальных братств, в которых действовали люди разных сословий, в том числе и представители высшего света. И они действительно стремились к укреплению, возрождению русского православия.
Эти братства, к сожалению, не имели глубоких связей с такими духовно родственными нам братствами, как, например, Крестовоздвиженское братство Н.Н. Неплюева. В Чернигове существовало довольно большое и сильное братство во имя благоверного князя Михаила Черниговского. Николай Неплюев с этим братством был знаком, известно, что он там выступал. Председатель этого братства епископ Черниговский Сергий тоже бывал в Крестовоздвиженском братстве, рассказывал об этом опыте в отчете Черниговского братства. Но при этом Крестовоздвиженское братство и братство во имя Михаила Черниговского практически между собой не были связаны. То же можно сказать и о беседниках: они не только не были связаны в XIX веке с какими бы то ни было православными, так сказать, официальными братствами, наоборот, православные миссионеры чаще всего писали об этом движении как о сектантском. Это уже в XX веке епископ Самарский Гурий в конце-концов признал, что беседники не сектанты, а православные.
Изучая эту тему, я задала себе вопрос: может ли сегодня быть взаимосвязь между такими неформальными братствами, как, например, наше Преображенское, с приходскими и межприходскими братствами, официально признанными церковным руководством, которых сейчас в нашей церкви немало? И если мы можем как-то взаимодействовать, то какова основа этого взаимодействия? Этим вопросом я хотела бы закончить свое выступление.
* Закон Российской империи от 8 мая 1864 г. «Основные правила для учреждения православных братств». Сайт ПСМБ