Вид Камышина. 1838 год.Картина художника П. Бутяева по наброску братьев Чернецовых.
В Камышинской городской художественной галерее собрано множество прекрасных произведений местных мастеров изобразительного искусства. А какие представлены имена! Александрин, Лефтор, Солнышко, Лебедев… Всех не перечесть! Есть и персональный выставочный зал камышинского художника Павла Бутяева. Автора недаром называют «Летописцем родного города»: старинные улочки и церкви, степные просторы и городские пейзажи - все это можно увидеть на его полотнах.
Именно в этом зале среди множества замечательных творений можно увидеть одну удивительную картину. Она подписана просто: «Вид Камышина. 1838 год». «С рисунка братьев Чернецовых…» - дополнительно сообщает опытный экскурсовод.
Поражает воображение! Перед нами - первый портрет города! Да еще выполненный кем?.. Действительно кем… Давайте окунемся в прошлое.
Братья Чернецовы - друзья Пушкина
Братья Чернецовы мало знакомы широкой публике. Между тем их творчество - уникальный феномен в истории национальной художественной школы. Григорий (1802-1865) и Никанор (1805-1879) Чернецовы вышли родом из мещанской среды городка Лух Костромской губернии. Они трудом и талантом добились известности в столичной художественной среде, а позже стали академиками живописи. Такое вот русское воплощение в XIX веке пресловутой американской мечты! Сегодня большинство графических работ братьев, их рукописи и несколько десятков картин хранятся в Русском музее Санкт-Петербурга.
[Spoiler (click to open)] Отношения Чернецовых и Пушкина - отдельная строка истории. Братья не просто были современниками великого поэта: почти десятилетие жизнь и творческая деятельность художников и Александра Сергеевича протекали в одном городе, в одном круге общения. Григорий Чернецов рисовал Пушкина с натуры, а Никанор выполнил для поэта картину "Дарьяльское ущелье". Будто в ответ на проявленное расположение, Александр Сергеевич на полях рукописи "Путешествия Онегина" оставил выразительный портрет Григория Чернецова. В творческом кругу братья-художники общались с Жуковским, Давыдовым, Вяземским и многими другими известными личностями той эпохи.
Нас же интересует еще одна важная грань творчества братьев. Дело в том, что они известны своими «художественными путешествиями» - поездками по России, в Италию, на Ближний Восток и в Палестину. В 1838-1851 годах Чернецовы совершили своеобразный художественный подвиг: они осуществили вояж по Волге на специально оборудованной барке-мастерской, снимая панораму обоих берегов великой русской реки. Творческое наследие великого волжского вояжа составили почти две тысячи листов общей длиной свыше 700 метров, а также приложенные пояснения и описания. В 1838 году в своем дневнике братья оставили запись: «Мы проходили мимо невысоких каменистых гор, имеющих при береге пещеры. Они продолжались до самого Камышина». Речь идет о знаменитых подземельях Уракова бугра…
Впоследствии на основе путевых зарисовок, карандашных штудий и акварельных пейзажей Чернецовы создавали картины масляными красками. На подобном рисунке остался и Камышин.
В Камышине братьями были сделаны запасы необходимой провизии. Здесь они отремонтировали барку и, воспользовавшись благоприятной погодой, поплыли дальше. На следующий день погода испортилась, подул сильный ветер, и это чуть было не погубило всё предприятие художников. Пришлось пристать к берегу, чтобы переждать непогоду. Сменившийся на другой день ветер позволил братьям поставить парус и продолжить необычное путешествие. В дневнике Чернецовых читаем:
"Камышин со стороны Волги представляется красивым городком, в нём видны хорошие строения. Арбузы камышинские почитаются лучшими по Волге, и их здесь изобилие. В двенадцати верстах от города находится канал, начатый при Петре Великом, для соединения Волги с Доном, но он был оставлен по причине встретившихся неудобств".
К сожалению, рисунок-набросок вида Камышина с Волги так и не стал картиной, созданной кистью братьев-художников… Гораздо позже, в начале XXI века, в него вдохнул вторую жизнь камышинский художник-летописец Павел Бутяев.
Рисунок-набросок, превращенный в картину
Итак, в 2005 году набросок 1838 года стал картиной, исполненной в масле. Теперь художественное произведение можно увидеть в городской художественной галерее (ул. Ленина, дом 10). Мы встретились с художником П. И. Бутяевым и поинтересовались историей создания картины. - О русских живописцах братьях Чернецовых я знаю очень давно, - рассказал Павел Иванович. - Их выдающиеся произведения хранятся в Русском музее и Третьяковской галерее. Они воплотили в жизнь воистину грандиозный замысел - художественно запечатлели великую русскую реку от Верховья до Каспия. Рассказывают, что один брат рисовал правый берег, а другой - левый. Потом они менялись местами…
- Вы просмотрели все наследие братьев?
- Нет. Чернецовы проделали воистину огромный труд: их художественный архив составил сотни метров зарисовок. Как камышанина меня больше всего интересовал участок от Уракова бугра до Сестренок. Будучи в Санкт-Петербурге, я начал поиски наследия Чернецовых… Побывал в Русском музее, затем посетил в Государственной библиотеку, где мне наконец-то представилась возможность увидеть исторические зарисовки. Сделав копии, я привез их в наш город.
- Что же самое удивительное в этих рисунках?
- Все они выполнены тушью и с точностью передают волжские виды. Я давно интересовался вопросом, какая растительность украшала берега Волги?.. Зарисовки Чернецовых констатируют: берега великой русской реки были пустынны.
- И вы написали картину?
- Две, если быть точным. Одна преподнесена в дар камышинскому историко-краеведческому музею, а вторая находится в городской галерее.
Историческое наследие России
Всю художественную жизнь Григорий и Никанор Чернецовы оставались верными главному принципу, который они провозгласили еще в юности, - безукоризненной верности натуре. Братья писали с фотографической точностью, поэтому их творения обладают исключительной исторической ценностью. Изобразив волжские берега, они оставили нам в наследство и зарисовку Камышина.
В начале XIX века известный камышинский мастер живописи и графики Павел Иванович Бутяев продолжил традицию Чернецовых… Удивительно, но теперь мы с вами можем видеть первый портрет города, созданный в далеком 1838 году.