Оригинал взят у
bratstvo_stz в
Что говорил святитель Тихон Задонский жителям Воронежа на масленицуВо времена
святителя Тихона Задонского в Воронежском крае имели место давние языческие обряды. Особенно сильно возмущался дух святителя сумасбродством и пьянством во время масленицы. Однажды он сам явился на праздник и вот какими словами обратился к народу:
«Хорошо знаете, что масленицы почти все ожидают так, как какого знатного праздника, почему к празднованию ее заранее готовятся: варят пиво, мед, покупают вино. В самое ее празднование одеваются в лучшее платье, жены, кроме того, украшают, или, лучше сказать, портят лица свои различными красками на прельщение юных сердец, и уже из естественной красоты делают притворную личину. Приготовляют какое кто может, богатое кушанье, пироги, конфеты и всякие закуски, которыми украшают столы и друг друга посещают.
Чего тут примечать? Собралась компания, последует опустошение бутылок, стаканы и бокалы никогда не иссыхают. Бывает здесь поздравление: «Здравствуй, братец, или сестрица, с масленицей!» От такого поздравления следует бесчувствие. А далее чем еще веселье сему праздничку делают? Не держится зло между стенами, не скрывается в домах, выходит на публику, является на улицах, площадях, на дорогах, и бывает зло сугубейшее, зло соблазнами.
...Где-то драки, брани, сквернословие слышится. И так кажется, что сам воздух соблазнами человеческими преисполнен, шумит… Стыд лицо мое покрывает, когда я о таком праздновании говорю. А притом думаю, что так празднуют те христиане, возрожденные водой и Духом, чающие воскресения мертвых и жизни будущего века. Болезнь и жалость сердце сокрушает, что таким празднованием вера святая и благочестивая порочится.
Вот и слышим же мы из песней святой Церкви, и знаем, что такое масленица, а именно - начало, или преддверие святого Великого поста. И потому христианам, как истинным сынам Церкви, должно в ту седмицу намного воздержнее во всем поступать, нежели в предшествовавшие дни, хотя такое воздержание и всегда похвально.
Она (матерь святая Церковь) приказывает в эти дни более благоговеть, а они более бесчинствуют. Она приказывает воздерживаться, а они более страстям предаются. Она определяет, а они более объедаются и пьянствуют. Она приказывает очищать телеса и души, а они более оскверняют. Она приказывает страсти отлагать, а они более прибавляют. Она предлагает покаяние, а они более свирепеют. Она велит сетовать о содеянных грехах, а они более прибавляют. Она повелевает плакать, а они более утешаются. Она велит умилостивлять Бога, а они более прогневляют.
Знаете вы, слушатели, какими масленица или сырная седмица ограждена днями? Какое ее начало и какой конец? Начинается она в первый день после недели мясопустной, в которую Церковь святая творит воспоминание Страшного Суда Христова, чтобы в страх и чувство нас привести.
А чем кончится сырная седмица? Знаете вы сами, что неделя сыропустная заключает, в которую вспоминает нам Церковь святая падение и изгнание из рая праотца нашего Адама, а с ним и нас самих.»
Это слово имело желаемый успех. Пока святитель Тихон окормлял воронежскую паству, не видно было бесчинств в сырную седмицу, какие бывали прежде. Празднование масленицы было оставлено, но, к сожалению, не навсегда. Оно возобновилось опять после того, как не стало святителя Тихона в Воронеже.
Подготовила Светлана Баланина
братство во имя преп. Силуана Афонского
Масленица. Петр Грузинский (1837-1892)