5 августа 2014 годав Молдове, в Покровском храме села Гидигич, отслужили литию по протоиерею Павлу Адельгейму, ровно год назад принявшему мученическую кончину. Почтить память светлого человека, исповедника веры собрались вместе настоятель храма протоиерей Максим Мелинти, прихожане Покровского храма, братья и сестры Паисиевского малого православного братства.
После знойной жары первых августовских дней к вечеру 5-го числа, как раз к назначенному времени молитвы, на Кишинев и его пригороды обрушился тяжелый ливень. А в тихом, сумеречном храме горели свечи, мерцали иконы Спасителя и Его святых, и ласково смотрел на нас с фотографии отец Павел. Зазвучали исцеляющие, утешительные слова молитвы. Вечная память!
Потом мы услышали живое слово проповеди самого отца Павла: «Не судите». Экран проектора стоял по центру у солеи, и было реальное впечатление голоса, звучащего с амвона:
- Каждый человек предстанет перед Судом Божьим. Земная судьба наша закончится нашим явлением перед Богом. И когда наступит последний день земли, закончится человеческая история, все мы предстанем перед Богом для того, чтобы выслушать суд о нашей последней участи. Поэтому за каждым богослужением мы молимся о мирной христианской кончине и добром ответе на страшном Суде Христовом. Но какой же добрый ответ сможем мы дать Богу за свою жизнь?
Отец Павел говорит, что мы, христиане, обязаны уметь оценивать поступки, различать добро и зло и исполнять данную нам заповедь - свидетельствовать о зле, о грехе, при этом не осуждая ближнего, а покрывая молитвой его грех. Свидетельство - это не осуждение.
Отец Максим Мелинти сказал об отце Павле Адельгейме как о выдающемся деятеле Церкви, мученике начала ХХI века и сожалел, что в Молдове мало знают о нем.
- Для чего мы вспоминаем мучеников и всех святых? - сказал в своем слове отец Максим. - Для того, чтобы содержать себя в состоянии духовной бодрости. Или, как сейчас модно говорить, иметь мотивацию, чтобы не бояться свидетельствовать и проповедовать Христа. Мы часто впадаем в отчаяние, теряем кураж, теряем силы и веру по каким-то личным и внешним причинам. Но жизнь, опыт и свидетельство святых, в особенности новомучеников ХХ и ХХI веков, дает нам силу проповедовать, говорить о Боге, о Христе, несмотря на происходящее в нашем мире. Сокровенными переживаниями из личного опыта встреч с отцом Павлом, пусть совсем кратких или в качестве слушателей его докладов на богословских конференциях, делились Инна Саулова, председатель Паисиевского братства, и другие сестры. Смотрели отрывки из документальных фильмов, где сам отец Павел, его родные, друзья рассказывали о значимых событиях его жизни. Звучали его стихи.
Трепетным и важным напутствием для нас прозвучало размышление отца Павла о Церкви, сказанное им в интервью в одной из телевизионных передач в 2013 году:
- Когда мы принимаем человека в Церковь через крещение, мы принимаем его для того, чтобы он жил не отдельно. Человек может и не креститься - и при этом веровать в Бога, молиться Ему и слышать ответ Божий. Но когда мы говорим о жизни со Христом и во Христе, то единственный способ - пребывать в Церкви. Христос говорит, что необходимо родиться водою и духом, и не для того, чтобы жить одному, а для того, чтобы жить внутри Церкви. Церковь нас всех связывает в единство Его Тела. Церковь - это полнота Христовой жизни. Церковь - это Христос. <…> Наша вертикальная связь с Богом осуществлена в богослужении. Но наши связи параллельные, горизонтальные, оказываются неосуществленными. А ведь когда мы молимся Богу, то молимся и друг о друге. И это выражено в молитве, мы молимся о соединении всех. Молитвой это часто и заканчивается. А вот общение друг с другом возникает гораздо реже. Очень большая задача церковной жизни - видеть друг друга в храме и принимать участие друг в друге. Это очень важная задача. Как ее осуществить?
[Spoiler (click to open)] Думаю, что эту встречу, посвященную памяти кроткого и мужественного человека, протоиерея Павла, собравшую всех нас вместе, можно считать одной из попыток ответа на данный вопрос.
После молитвы и братского общения, когда мы вышли из храма, дождь исчез без следа. Было тихо, свежо, и как-то по-новому дышалось.