Обманывает тот, кто утверждает что он жертвует собой ради людей или ради вещей. Один любит в карты играть, другой любит женщин, или лошадиные бега, а я люблю детей. Но я ничуть собой не жертвую. Я это делаю не для них, а для себя. Мне это нужно. Не верьте словам о самопожертвовании. Они лживы и обманчивы. Януш Корчак
Получилось симпатично, на мой слишком субъективный взгляд. Вообще слово «великодушие» такое хорошее, что даже когда его просто произносишь, уже немножко лучше становится. А тем более, когда об этом с разных сторон в своих докладах рассуждают не чужие тебе люди. Тамара Мещерякова, наша сестра из Томска, преподаватель биоэтики рассказывала о врачах, считавших, что лечить больного, значит, разделить с ним судьбу.
Одном из начала 20 века из воспоминаний русского философа Ивана Ильина, и о томском академике Дмитрие Яблокове. Он часто вставал на колени у постели пациента и признавался потом некоторым своим советским коллегам, что не только утешает больного и прислушивается к нему, но молится в это время. Коллега Яблокова, известный медик, который просил Ивана Ильина сохранить его инкогнито, вот что писал о призвании врача: «Врач и пациент суть духовные существа, которые должны совместно направить судьбу страдающего духовного человека...Человек не гриб и не лягушка: энергия его телесного организма, его «соматического Я», дана ему для того, чтобы он тратил и сжигал его вещественные запасы в духовной работе».
Женя Парфенова рассказывала о жизни нашего братства, о его внутренней ориентации на великодушие и милосердие в различных служениях, особенно в служении просвещения и восстановления исторической памяти. Говорила она и собственно, о братских делах милосердия. Я невольно отвлекся, вспомнив о том, сколько у них с Димой бывает на попечении людей от оглашаемых, до больных из приюта и навсегда обездвиженного Алеши в Нижнем Тагиле, с которым они уже 3 года дружат.
А потом перевел взгляд на зал... Мы не братство милосердия, конечно, но у многих есть забота о людях прикованных к постели, к беде и злу. Хотя о своем опыте милосердия говорили немногие и немного. Кроме Андрея Иванова, конечно, которого мы специально пригласили для этого.
Его судьба удивительна. Человек с театральным образованием, режиссер, он работал на ТВ (одно время мы работали в одной ТВ-студии), но став христианином в пятидесятнической церкви, не смог проходить мимо бездомных детей.
Его рассказ о трагедии беспризорников и о победах Христа и наших современников на этом «фронте» был здесь «в десятку» и подлинным свидетельством веры. Я сперва боялся, что нецерковные гости нашей встречи смутятся, но ничуть. Андрей был равен себе, а это залог победы почти в любых обстоятельствах. В конце мы подарили ему книжку Алексея Петровича «Милосердия двери». Я все больше думаю, что это слова о людях. Это человеческая задача стать дверью милосердия. А иначе зачем это все? Конечно, после пленарной части семинара был чай ради утоления жажды общения. А потом круглый стол. Там был такой вопрос: «что мешает нам расти в милосердии и великодушии?» Ответы по-моему были простыми, точными и искреними. Такие, например: - Мешает страх потерять себя. Пройти мимо своей судьбы, повернувшись к другому... - Мешает страх не справиться с ситуацией. Просто не хватит сил, времени, мужества... - Неумение приносить свое в жертву... Я опускаю здесь все иллюстрации из жизни отвечающих, они удивительные и потому стоят отдельных постов в ЖЖ, может, когда и доберусь. В конце вспомнили Януша Корчака, погибшего в Треблинке со своим Домом сирот. Он говорил о том, что не верит в самопожертвование, потому что любит своих детей и свое дело, и быть с ними для него не жертва, а радость и счастье. Кстати, этот семинар был продолжением ноябрьского «О воспитании подлинного милосердия» и подготовкой к октябрьской конференции Преображенского братства.