Канонические основания и святоотеческая традиция катехизации
Jun 07, 2014 15:03
Давид Гзгзян Целый ряд канонов разного времени однозначно предписывают приступать к таинству крещения только после специального научения вере. 2-е правило I Вселенского собора утверждает: «Оглашенному потребно время и по крещении дальнейшее испытание». Это же правило говорит о недопустимости краткосрочной подготовки к крещению. 46-е правило Лаодикийского собора прямо предписывает «крещаемым изучать веру и в пятый день [страстной] седмицы давать ответ епископу или пресвитерам». Эта норма воспроизводится в 78-м правиле VI Вселенского собора. В 47-м правиле Лаодикийского собора говорится о необходимости оглашать после крещения тех, кто крестился без катехизации под угрозой близкой смерти: «В болезни принявшим крещение и потом получившим здравие, подобает изучать веру и познавать, ибо сподобились божественного дара».
Апостольские постановления и Апостольское предание св. Ипполита Римского говорят о двух чинах оглашаемых. Первая категория называется «слушающими», вторая - «избранными», или «просвещаемыми». Следует оговориться, что в разное время и в разных поместных традициях термином «слушающие» назывались не одни и те же лица: на Западе «слушающими» были оглашаемые первого этапа, в то время как на Востоке со временем так стали называть согрешивших катехуменов, которые переводились в низший разряд. Так, 5-е правило Неокесарийского собора оперирует термином «слушающие» в связи с покаянной практикой: «Катехумены, отступившие от веры, должны три года пробыть в числе слушающих, после чего они могут участвовать в молитвах катехуменов». Этот канон, предписывающий обратный перевод просвещаемых в предыдущий разряд свидетельствует о тесной связи катехизации с покаянной практикой, а также о повышении требований к оглашаемым по мере их приближения к вступлению в Церковь. С другой стороны, для древнецерковного сознания покаяние в тяжелых проступках, отлучавших грешника от полноты церковной, означало повторение катехизации. По терминологии Исидора Севильского, оно должно была завершиться «крещением слезами» (Isid. H. De eccl. offic. 2. 25. 3).
[Spoiler (click to open)] Согласно тексту Апостольских постановлений, подготовка тех лиц, кто после предварительного собеседования принимался в число оглашаемых первого этапа, продолжалась три года (Const. Ap. 8. 32. 17). Те же сроки называются в Апостольском предании св. Ипполита Римского (Hipp. Trad. Ap. 17. 1). 42-е правило Эльвирского собора определяет срок пребывания в чине слушающих в два года.
После надлежащего завершения катехизации первого этапа (оглашения слушающих), катехумены могли быть переведены в разряд просвещаемых, т. е. тех, кто непосредственно готовился к принятию крещения. Перевод в категорию просвещаемых совершался после подробного собеседования с епископом, которое позволяло оценить блюстителю местной церкви степень готовности катехумена к крещению.
Длительное пребывание в разряде слушающих имело целью воспитание решимости отказаться от всех форм дурного поведения, порвать со своим греховным прошлым и научиться жить в соответствии с преподаваемым учением. На этом этапе приоритет принадлежал нравственно-педагогической стороне катехизации. Нравственное назидание сопровождалось регулярным участием катехуменов в общедоступной (синаксарной) части церковных богослужений.
Следующий этап, когда катехумены пребывали в разряде просвещаемых, больше был сосредоточен на систематическом преподании основ христианского вероучения, истолковании смысла Божественного откровения, собранного в компактное правило (символ) веры. Известно, что сама форма краткого исповедания веры в виде упорядоченного набора вероучительных положений была выработана в церкви именно в связи с необходимостью осознанного и ответственного крещения. Как правило, члены Символа веры представляли собой вопросы крестящего и ответы крещаемого непосредственно во время крещения (Hipp. Trad. Ap. 21. 18).
Длительность второго этапа оглашения - «просвещения» - могла варьироваться от четырех до восьми недель. Как правило, он был приурочен к празднованию Пасхи как основания христианства и поэтому совпадал по времени с Великим постом, который тем самым оказывался для всей церкви, как для крещаемых, так и для восприемников, временем подготовки к воцерковлению новых членов.
Важнейшей особенностью второго этапа - просвещения - был чин отречения от сатаны и сочетания со Христом, который служил выражением покаяния новопросвещаемого и его решимости связать всю свою жизнь со спасительным откровением Христа Воскресшего. Действенность крещения во многом связывалась с реальностью покаяния.
Заключительный этап катехизации состоял в приобщении к таинственному опыту Церкви и начинался с первого причастия новопросвещенных сразу следом за крещением. С течением времени из одной-двух бесед, посвященных смыслу таинств, в основном, крещению и евхаристии, к середине IV в. сформировался недельный таинствоводственный катехизис. Несмотря на краткость заключительного периода катехизации, в церкви всегда подчеркивалось его особое положение относительно двух предыдущих, поскольку он знаменует допуск новопросвещенного к тайнам Церкви, которые не подлежат разглашению ни внешним, ни даже оглашаемым предыдущих этапов. Соблюдение disciplina arcani считалось непреложным требованием для всех участников евхаристического собрания и подчеркивало важность последовательной подготовки к полноценному вхождению в сообщество Христовых учеников.
Пренебрежение подготовкой к крещению, формальное отношение к соблюдению канонических требований, касающихся катехизации, получили ясную негативную оценку многих свв. отцов четвертого столетия. Известно, например, грозное предостережение свт. Григория Нисского:
Если же баня послужила телу, а душа не свергла с себя страстных нечистот… то хотя смело будет сказать, однако же скажу и не откажусь, что для таковых вода останется водою (Gr. Nyss. Or. Catech. 40).
В аналогичном духе высказывался и свт. Кирилл Иерусалимский:
Если же ты останешься в злом произволении своем, то и проповедующий тебе не виноват будет, а ты не надейся получить благодать. Вода тебя примет, но дух не примет (Cyr. H. Procatech. 4).
Личную ответственность приступающих к св. крещению должны были разделять и восприемники, на которых возлагалась важная функция деятельного содействия катехуменам в том, чтобы последние могли принести «достойные плоды покаяния». Свт. Иоанн Златоуст очень внушительно предупреждал восприемников:
И пусть они не думают, что происходящее не имеет для них значения, но пусть узнают точно, что и славы они станут соучастниками, если своими наставлениями приведут наставляемых к пути добродетели, а если впадут в праздность, снова многое им будет осуждение. Ибо поэтому существует обычай называть их отцами духовными, чтобы они узнавали через сами дела, какую любовь должны проявить в наставлении о духовном. Ибо если похвально привести к рвению о добродетели тех, кто никак не является родственником, то насколько же более должны мы исполнить положенное в отношении того, кого мы принимаем как чадо духовное. Узнали теперь и вы, восприемники, что немалая вам угрожает опасность, если впадете в беспечность (Chrys. Catech. III. Hom. 2.16).
В свою очередь блж. Августин говорил о недопустимости формального отношения к крещению и со стороны епископов:
С помощью Господа Бога будем усердно остерегаться впредь давать людям ложную уверенность, говоря им, что если только они будут крещены во Христа, то независимо от того, как они будут жить в вере, они достигнут вечного спасения (Aug. De fide et operibus. 26. 48).