Цели и условия катехизации в святоотеческой традиции и их возможное применение

Jun 07, 2014 13:02

Давид Гзгзян

В статье представлены общие принципы святоотеческой катехизации и их возможное приложение к современной церковной практике. Огласительное научение призвано содействовать полноценному вхождению в образ жизни Церкви, нового народа Божьего. Оно необходимо означает коренную смену приоритетов и приобретение устойчивых навыков существования в этом инобытии. Поэтому катехизация должна расцениваться не как исторически преходящая практика, а как универсальный способ восприятия церковью своих новых членов. В современных условиях существования церковных сообществ всеохватывающий характер назначения и задач огласительного наставления заставляет отдавать предпочтение длительной и тщательно структурированной практике.




Вхождение в Церковь Божью означает спасительное рождение свыше и обретение личного дара жизни вечной, привитие к истинной виноградной лозе - Телу Христову, исцеляющему весь мир и всякого человека, пораженного вследствие первородного греха всеобщим разделением и неотвратимой смертью. Смысл крещения как таинства перехода от тьмы к свету, от смерти к жизни, знаменующем вхождение в опыт приблизившегося Царства Небесного, засвидетельствован в чинопоследовании ко святому крещению, например, в ряде прошений молитвы на освящение воды:

Дабы крещаемый в ней стал достойным Царства нетления… О приходящем сегодня ко святому просвещению и о спасении его… Дабы стал он чадом Света и наследником вечных благ… О его привитии и приобщении к Смерти и Воскресению Христа, Бога нашего… [1]

Эти прошения составлены на основании свидетельств Священного писания, собранных и обобщенных в святоотеческих назиданиях о крещении.

Василий Великий говорил о крещении, что это

искупление пленных, прощение долгов, смерть греха, пакибытие души, светлая одежда, неприкосновенная печать, колесница на небо, предуготовление Царствия, дарование сыноположения (Bas. Hom. 13).

Григорий Богослов, называя крещение святым Просвещением, подчеркивал, что оно

[Spoiler (click to open)]

есть светлость душ, изменение жизни, вопрошание совести, которая от Бога (1 Пет 3:21). Просвещение есть пособие в нашей немощи, отложение плоти, последование Духу, общение со Словом, исправление создания, потопление греха, причастье света, рассеяние тьмы. Просвещение есть колесница, возносящая к Богу, сопутствование Христу, подкрепление веры, совершение ума, ключ Царствия Небесного, перемена жизни, снятие рабства, разрешение от уз, претворение состава (Gr. Naz. Or. 40).

Протопресвитер Александр Шмеман специально указывал в этой связи, что только чинопоследования трех таинств - евхаристии, венчания и крещения - открываются возгласом «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа» [см.: Шмеман, 46].

Очевидно, что крещение, открывающее путь восхищения в Царство Небесное, обновления жизни во Христе, прямо связывается с необходимостью осуществить коренной и необратимый разрыв с бытием мира сего, находящимся под властью князя тьмы. Эта осознанная смерть для греха и совосстание со Христом к жизни вечной настоятельно требует одновременно как усилия отвержения прошлой жизни, так и несомненного и кропотливого стяжания опыта нового бытия.

Это значит, что важнейшим условием крещения является глубокое личное покаяние, понимаемое как перемена всего образа жизни, в центре которой отныне полагается деятельная устремленность к святости, сопровождаемая безусловным отказом от всего, что Церковь опознает как грех, отделяющий человека от Бога и препятствующий его последовательному соединению со Христом.

Примечательны в этой связи слова митр. Амфилохия (Радовича):

Достаточно прочитать катехизы Кирилла Иерусалимского, чтобы понять, с каким страхом и трепетом Церковь приступала ко всякой оглашенной душе… Святое таинство не «обычай» и не магический обряд. Оно требует абсолютно свободных людей, которые с полнотой ответственности и сознанием приступают к радикальной перемене своего образа мыслей и изменению образа жизни… [Амфилохий (Радович), 230].

Отец Александр Шмеман также напоминал, что «крещение не является магическим актом, добавляющим сверхъестественные свойства нашим естественным способностям» [Шмеман, 49].

Деятельное покаяние, выступающее условием крещения, и является основной целью предкрещальной подготовки, издревле называемой в Церкви катехизацией, или оглашением. Будучи столь важным условием вхождения в церковь, катехизация с момента своего появления рассматривалась как неотъемлемая и обязательная стадия воцерковления.

Афанасий Великий отмечал: «Спаситель заповедал не только крестить, Он повелел вначале “учить”, затем “крестить”, чтобы научение породило истинную веру, и уже с верой мы могли бы принять Таинство» (Ath. Or. contr. arian.), а Василий Великий учил, что «вера и крещение - это два образа спасения, родственного происхождения и нераздельные. С одной стороны, вера совершенствуется крещением, с другой стороны, крещение основано на вере» (Bas. De Spirit. Sanct. 12. 28).

Цель катехизации - обеспечить утверждение нового члена Церкви на пути веры, которое достигается решением совокупности задач:

А) приобщением к спасительным источникам Божественного откровения - научением закону веры. Итогом должна стать уверенность в истинности избранного пути, способность предпочесть истину Божественного откровения и принципиальный отказ от нехристианских или псевдохристианских трактовок истины и спасения;

Б) приобщением к духу и смыслу церковного богослужения - научением закону молитвы. Здесь результат должен состоять в приобретении опыта осознанного регулярного участия в церковном богослужении, а также навыка регулярной личной молитвы;

В) приобщением к нравственному опыту Церкви - научением закону жизни. Приемлемым результатом на этом поприще может быть признано утверждение собственной жизни по заповедям Божьим, приобретение опыта милосердной помощи ближнему, решительный отказ от всего, что в Церкви квалифицируется как смертные или тяжелые нравственные грехи.

Поскольку перечисленные задачи предполагают коренное переустроение практически всей жизни, а также приобретение нового вероучительного и молитвенного опыта, не свойственного человеку «мира сего», катехизация в нормальном случае требовала длительного срока. Кроме того, задачи оглашения предполагали определенную последовательность и этапность ее проведения, что способствовало всестороннему воцерковлению катехуменов, а также позволяло отслеживать ход оглашения и, самое главное, его результаты.


...
Источник

катехизация, принципы, давид гзгзян, нмц мик

Previous post Next post
Up