Конспект лекции о писательском мастерстве\ремесле ч4

Mar 18, 2016 00:40

8. Мои учителя:
Как я уже говорила, моим первым учителем в литературе была Алекс Ривендж с книгой про «чужих». Многие куски я знала на память вроде: «освещение было приглушено и в комнате царил полумрак. Они лежали, тесно прижавшись друг к другу…»
Сейчас моими учителями являются:
Владимир Набоков (стиль), Владимир Маканин (стиль), Людмила Улицкая (умение стыковать житейское, такое почти пошлое, с высоким, литературным, она, по сути - стирает эту грань, оставляя просто то, что есть), Владимир Высоцкий (умение вместить в небольшом стихотворном тексте события и чувства размером с роман, а также понимание его самыми широкими кругами слушателей и читателей - от бандитов до профессоров).
Для книг, над которыми работаю, также появляются собственные «флагманы», в кильватере которых мне хотелось бы уместиться - так в «Мильфьори» я пыталась тихо следовать за Людмилой Улицкой. В «Романе про войну» учусь у Александра Терехова, взяв в качестве эталона его «Каменный мост», хотя читатель вряд ли увидит хоть какое-либо свойство у книг. Для «Романа с йогой» в качестве эталона я взяла «Есть, молиться и любить» - и это моя первая книга, которую пишу для действительно широкого круга читателей.

А теперь поговорим о герое. Это удивительно, но такое впечатление, что многие начинающие авторы не в курсе. У вас должен быть герой (героня) которому (которой) очень сильно будет хотеться сочувствовать всяким посторонним, незнакомым вам людям. Если сочувствовать в произведении некому - оно никому не нужно. Начинающие авторы вкладывают слишком много себя в свои тексты, а читателю не нужны вы, им нужен персонаж. Которому он будет сочувствовать. Никакие сумасшедшие приключения не вытянут книгу с посредственными героями.  Вот представьте что вы одинокая девушка в поиске. И ваша подруга пригласила вас на день рождения в клуб, куда обещал подъехать чуть позже реально подходящая вам по всем параметрам партия - сильный, достойный, умный и что там еще ценится (если вы парень - то представьте то же самое про девушку) И вы бегло пообщались в прошлый раз и вот очень не прочь напомнить о себе сейчас.  И приехали в этот клуб. И там одни скучные тетки сидят. И огни. И музыка. И такие себе коктейли. И нет никого интересного. Понимаете? А потом когда вдруг появляется он (или она), то тут же все как будто меняется, обретает осмысленность, начинает будто служить вам - музыка, свет, напитки… и это прекрасный вечер в вашей жизни! То же самое и с книгами где герой есть и где героя так и не появился.

Выше я говорила, что у меня был четкий план. На придумку которого у меня ушло прилично времени. Разумеется, события можно и нужно менять по ходу написания. Но если вы пишете «под силой вдохновения, в божественном потоке.. не зная что будет в следующей главе» - очень большой шанс, что больше никто этот текст читать не станет, даже вы сами. В идеале вам нужно иметь своеобразный план с персонажами и их связями друг с другом. Или завести «досье» на каждого героя. Кстати, знаете почему «Чужой» считается таким гениальным фильмом? Ну, во-первых, его ставил гениальный режиссер, занимавшийся до тех пор серьёзными работами на исторические темы, и когда ему за хорошие деньги предложили снять фильм про монстра и космонавтов он сообщил, что поставит «Гамлета в космосе» (и у него получилось!). А во-вторых, там на каждого персонажа (кроме, собственно, монстра, их там было семеро) было написано подробнейшее досье, которое, конечно, зритель, не увидел. Но эти семеро космонавтов имели по огромной личной истории, которая, на протяжении полутора часов фильма, делала их такими «настоящми» (придавая жуткую правдопобность и всему остальному вокруг)!.

Общайтесь с читателем. Поймите, для кого вы пишете. И обращайтесь к этим людям. Сделайте так, чтобы им было интересно именно с вами и вашими историями. Вдохновляйте их, ведите их за собой, интригуйте, очаровывайте, удивляйте!

Будьте в курсе того, что происходит на книжном рынке в «вашей» нише. Хоть эта часть лекции не про то, как издать свою книгу или заработать на ней, а про творчество - вам все равно нужно ориентироваться на реальных читателей. А о них знает всё издательство - которое выпускает соответствующие серии, придумывает интересные варианты оформления. Мониторинг деятельности ваших «конкурентов» (хотя, конечно, лучше все же «собратьев») по перу так же может принести вам немало вдохновения и творческой энергии.  Ходите в книжные магазины, листайте книги, в ряд с которым могла бы стать и ваша нетленка.

Где можно поучиться литературному мастерству.
И, еще раз: занимайтесь само-наолнением, само-развитем. Чтобы было чем делиться, вам нужно что-то иметь в себе. Самый лучший курс для начинающего писателя вы создадите для себя лично.
Ну, а если все-таки хотите переложить ответственность за собственное совершенствование на других (саркастический смайл), ок, вот некоторые интересные места:
http://litinstitut.ru/ Литературный институт им. Горького, в Москве. Это место, где можно получить высшее образование в следующих направлениях:
Кафедра литературного мастерства
Кафедра зарубежной литературы
Кафедра русской классической литературы и славистики
Кафедра общественных наук
Кафедра новейшей русской литературы
Кафедра теории литературы и литературной критики
Кафедра русского языка и стилистики
Кафедра иностранных языков
Кафедра художественного перевода
Преподают там действительно столпы и светила.
Учиться можно заочно. Есть магистратура.
Среди профессоров очень много известных имен.
… потому, если вы метите в «серьезную» литературу, настоятельно рекомендую поучиться у кого-то из них. Если вы живете в Москве - то у вас там постоянно устраиваются всякие круглые столы, форумы, чтения и прочие литератруные мероприятия. Попробуйте покрутиться там.
Недостатки: в результате такого интенсивного погружения в среду вам (особенно если вы молоды и зелены) может показаться, что вы «недостаточно хороши» и вместо того, чтобы творить - вы будете учиться, учиться, метаться, снова учиться и потратите кучу времени. Когда мне было 23 года, я попала на неделю писательских семинаров с финалистами премии «Дебют» и членами жюри. Ими в тот год были Евгений Рейн, Леонид Костюков, Ольга Кучкина, Евгений Попов, Михаил Успенский. На протяжении недели они разбирали по косточкам произведения каждого из финалистов (нас было по трое в каждой номинаци) так вот уехала я оттуда с чувством, что я маленькое, глупое и наглое ничтожество, замахнувшееся на что-то совершенно непосильное. Мне изначально казалось, что я написала неплохой текст, раз он был замечен среди 40 тысяч других текстов, присланных тогда на конкурс. Но в результате той поездки я бросила писать на два с половиной года! И потом, когда родник снова начал бить - взялась за «развлекательный» роман, без всяких претензий. Правла потом, все сказанное на тех семинарах, проросло во мне чем-то очень культурным и плодоносным и тот опыт, в итоге, оказался судьбоносным и бесценным. Забавно было потом, спустя почти десять лет после разгромного «Дебюта» оказаться   на той же сцене, в том же атриуме музея А.С. Пушкина в качестве уже лауреата.

В сети есть очень много ресурсов, посвященных теме писательства и книгоиздания.  Как правило, такие ресурсы существуют для того, чтобы продвигать автора платных тренингов «научим вас писать книжки!» Кто только не предлагает учить писательскому мастерству! Мой совет - если хотите учиться, почитайте все же то, что пишет «учитель», погуглите о нем как следует. Сопоставьте его достижения с теми, какие вы планируете для себя. А потом платите деньги (хотя я бы не платила, вот честно - лучше чем сам, за тебя никто не сделаеьт.

Есть и более-менее толковые ресурсы. Я очень люблю и всем советую этот:
https://www.avtoram.com/
Есть еще сообщество в жж. Там даже когда-то можно было выкладывать отрывки из своих рукописей для «разбора полетов», полистайте архив!
И есть еще вот:
http://mi-pishem.ru/

В Киеве есть «Курс письменницької майстерності Смолоскип» Мне он кажется самым адекватным предложением на нашем рынке подобного рода услуг. Среди лекторов - известные (действительно известные) писатели: Оксана Забужко, Андрій Курков, Лариса Денисенко, Любко Дереш. В программе - 50 часов лекций и практических занятий, художественный анализ текстов, неформальные встречи, литературные вечера и т.д.  Подробности тут:
https://goo.gl/34qBb2

Ошибки начинающих писателей

1.      Самой главной ошибкой я считаю вот что: автор не равен читателю, а ставит себя выше. Это очень заметно и очень раздражает.  И этим почему-то повсеместно страдают все начинающие авторы.

2.      Второй главной ошибкой я считаю не умение владеть родной речью. Каюсь, до  весьма солидного возраста я писала «в течении времени» и «через чур» - корректоры наверное очень радовались. Но это еще можно как-то исправить. А когда автор, метящий в Большую литературу, пишет «крестик с Иерусалима» - все, у меня просто падает забрало и всю остальную рукопись я читаю по диагонали с крайне предвзятым отношением. Чувствую, так поступают и те, кто сидят на приемке рукописей в издательствах.

3.      Автор сам не знает, о чем пишет. Пусть это не читается, но если вы пишете про «чужого», который на пляже соблазняет девушек - отлично. Намного хуже, когда это просто «поток сознания» или «приключения одной девочки».

4.      У автора напрочь нет самоиронии.

литтворчество, писателю на заметку

Previous post Next post
Up