Деньги Холокоста (отрывок из статьи)
Екатерина Герцман
Автор - историк, специалист по истории Холокоста
На январь приходятся две печальные годовщины, связанные с историей нацистской диктатуры и развязанного ею Холокоста. 90 лет назад, в январе 1933 года Адольф Гитлер стал канцлером Германии, а 9 лет спустя, в январе 1942-го, в берлинском районе Ванзее состоялось совещание нацистского руководства, на котором программа истребления евреев в Европе обрела конкретные очертания. Как показали события последнего года в Украине, понять, как становится возможным массовое уничтожение людей, изучать механизмы умопомрачения целых народов - всё это, к сожалению, по-прежнему актуально. Поэтому история Холокоста будет исследоваться еще долго, включая многие малоизвестные ее эпизоды и феномены. Вот один из них: специальная валюта, имевшая хождение в нацистских концлагерях и гетто.
Лагерные деньги - Lagergeld - являлись валютой конкретного лагеря или гетто. В чем нацисты видели пользу этих странных денежных знаков? Прежде всего, они становились своеобразным маркером, поскольку сбежать в "большой мир" с такими банкнотами было невозможно: сразу становилось понятно, откуда беглец. Подкупить охранников тоже не получалось, ведь они не могли использовать эти денежные средства за пределами лагеря или гетто. Поэтому лагерная валюта становилась еще одним символическим рядом колючей проволоки, изолировавшим заключенных от внешнего мира.
Зато мотивировать хорошее поведение и продуктивную работу такими бумажками было вполне под силу. Получив подобную "премию", заключенный мог купить что-нибудь в местном магазинчике с его скудным ассортиментом или потратить их в местном публичном доме. Секс оказывался актуален даже при плохом питании и тяжелой работе - все-таки основной инстинкт… Идея лагерных борделей родилась в голове рейхсфюрера СС Гиммера, и благодаря ему в десяти концлагерях Третьего рейха были созданы эти заведения. Самый большой, между прочим, в Аушвице (Освенциме) - 20 девушек. На удовлетворение основного инстинкта отводилось 15 минут, а в оплату шли лагерные деньги. Те же, у кого сил на секс не оставалось, могли за эти странные гроши выпить кофе в лагерном кафе.
Впервые лагерная валюта появилась в 1940 году в гетто польского города Лодзь. Идея оказалась настолько перспективной, что за следующие пять лет собственными денежными знаками обзавелись примерно 20 лагерей и 3 гетто. В каждом из них деньги имели неодинаковую ценность и различный дизайн. Таким извращенным образом экономическая система Холокоста активно помогала политической: только у нацистов евреи могли получить деньги и купить на них что-то необходимое. Дизайн терезинских банкнот разработали два художника, являвшиеся обитателями гетто, - Петер Кин и Бедржих Фритта или Фриц Таузиг - таково было его настоящее имя. (Peter Keane and Bedřich Fritta). Собственно, такова была обычная нацистская практика - все делать руками самих евреев: организовывать жизнь в гетто, лечить, кормить…
Подлинную историю жизни гетто Фритта пересылал через чешских жандармов в нейтральную Швейцарию, откуда рисунки попадали в другие свободные страны. Такая "подрывная" деятельность не могла продолжаться долго. В июле 1944 года, после того как объявили о скором приезде очередной комиссии Красного Креста, усилилось внимание к тем, кто служил на идеологической ниве. Художники среагировали быстро и спрятали свои "ночные" рисунки, сложив их в металлическую коробку и закопав. Но часть эскизов нацисты нашли, и сообщество художников-"вредителей" было раскрыто. Они сами и их семьи моментально оказались в гестаповской тюрьме Терезина. На первые допросы туда приехал сам
Адольф Эйхман и изображал крайнюю опечаленность их поведением. Он показывал художникам их рисунки и грустно спрашивал, не стыдно ли им так врать? В итоге их обвинили в антинемецкой агитации и пропаганде, что, согласно законам Рейха, признавалось преступным деянием.
Сегодня эти банкноты являются гордостью коллекционеров-нумизматов и стоят очень приличные суммы в современной свободно конвертируемой валюте. Но для историков и всего мира они служат еще одним, материальным и осязаемым, подтверждением нацистских преступлений.