33 года спустя

Jul 17, 2019 12:52


26 апреля исполнилось 33 года со дня аварии на Чернобыльской АЭС, но количество проблем граждан, принимавших участие в ее ликвидации, а также граждан, проживающих на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, не уменьшается.





К такому выводу пришли участники круглого стола в Общественной палате РФ, посвященного обсуждению этой чрезвычайно «болезненной» и социально значимой темы. Вопросы ликвидации последствий, по словам президента Союза «Чернобыль» России Вячеслава Гришина, начали решаться сначала на Украине и в Белоруссии (в 1989 году):

«Российская федерация, к сожалению, принимала государственные программы и целевым образом решала вопросы преодоления последствий катастрофы лишь с 1992 года. Более того, прискорбно сообщить о том, что в отличие от республики Беларусь в 2015 году в РФ почти все эти программы были свернуты».



В 2015 году действие программ закончилось, а проблемы остались. В 1998 году по программе союзного государства Россия-Беларусь было создано 3 специализированных медицинских центра: в Гомеле (Беларусь); Обнинске и Санкт-Петербурге.

«В настоящее время российское здравоохранение прекратило дополнительно финансировать российские центры, которые в прошлые годы дофинансировались помимо средств, выделяемых по программе ОМС, - отметил Гришин. - Средства, выделяемые в рамках социального страхования, не позволяют проходить ликвидаторам ежегодное санаторно-курортное лечение, как это было раньше. Сейчас путевки выделяются в лучшем случае 1 раз в 3-4 года, а то и в 10 лет. Были и такие примеры».



Ликвидаторы

Кроме того, президент Союза «Чернобыль» России обратил внимание участников мероприятия на правовую неопределенность статуса «ликвидаторов», которых, по его мнению, следует приравнять к другим защитникам Отечества, потерявшим здоровье при выполнении долга, и ветеранам. Неопределенность статуса приводит зачастую к нарушению прав. В особенности неопределенность правового статуса «бьет» по детям ликвидаторов в 1-ом, 2-ом и 3-ем поколениях, что объясняется отсутствием у них удостоверений, которые, по мнению участников круглого стола, необходимо ввести.

Защите прав этих детей и проблемам оказания им медпомощи было посвящено выступление руководителя Детского научно-практического центра противорадиационной защиты, профессора Ларисы Балевой. Этот центр на сегодняшний день является единственным в России учреждением, оказывающим высококвалифицированную диагностическую, лечебно-профилактическую и реабилитационную помощь детям, подвергшимся радиационному воздействию.

«Почему-то у нас в стране считают, что этих детей нет и они не граждане России, подвергшиеся воздействию радиации», -

подчеркнула Лариса Балева.

С неопределенностью статуса связаны, по ее словам, и проблемы учета таких детей: в 2015 году их было 60 тысяч, а сейчас осталось всего 20 тысяч. Куда делись остальные, непонятно.

«Сейчас появляются дети 3-го поколения. Их пока немного - чуть более 3 тысяч, но наблюдать за этими детьми мы обязаны, помогать им тоже обязаны», -

подчеркнула руководитель Детского научно-практического центра противорадиационной защиты.

Проведению этой работы в полном объеме мешает недостаточное финансирование: по ОМС деньги на специальные дорогостоящие исследования не выделяются, а родители заплатить за них просто не в состоянии. В результате складывается парадоксальная ситуация, на которую указал в своем коротком выступлении председатель правления Пермской краевой общественной организации инвалидов «Чернобылец» Олег Адамов. По его словам, в 1986 году в зону поражения приезжало множество ученых, чтобы изучать последствия воздействия радиации:

«Они исследовали всё, вплоть до поведения кузнечиков!».

А детей сейчас исследовать не хотят. Неужели это неинтересно и неважно, даже если оставить в стороне морально-нравственную составляющую этой проблемы?



Памятник чернобыльцам на Поклонной горе

О ещё одной проблеме, приобретающей особую актуальность ввиду приближающейся очередной годовщины аварии на Чернобыльской АЭС, напомнил участникам заседания президент Союза «Чернобыль» России Вячеслав Гришин: среди прочих программ в 2015 году было приостановлено награждение ликвидаторов, и множество наградных листов было передано в архив Министерства обороны РФ. В результате около 70 тыс. человек так заслуженных наград и не получили.

Одним из последних по порядку, но чрезвычайно любопытным по содержанию стало выступление председателя общественной организации «Союз «Чернобыль» Севастополя» Александра Олейникова. По его словам, в 2013 году ликвидаторам Севастополя и Крыма были выданы бесплатные земельные участки, а в 2014-ом, после присоединения, их отобрали, так как такого закона не было. Кроме того, была отменена льготная очередь на получение жилья для ликвидаторов: их поставили в общую очередь, и тот, кто был, скажем, 15-ый, оказался 2 тыс. 15-ым… А программа выделения жилищных сертификатов практически не работает, на этот сертификат приобрести жилплощадь, по крайней мере, в Севастополе невозможно.

Общество, пострадавшие от радиации, Чернобыльская АЭС, проблемы ликвидаторов, История, ликвидаторы, радиация, авария, дети ликвидаторов

Previous post Next post
Up