Сидящие и стоящие на коленях строители коммунизма

Mar 13, 2020 12:33


Именно такими борцов за «светлое будущее» увидели первые посетители станции московского метрополитена «Площадь Революции», открывшейся 13 марта 1938 года.



Станция метро "Площадь Революции". Москва



Эта станция-музей со множеством скульптур и богатой отделкой была открыта в составе участка «Улица Коминтерна» - «Курская» второй очереди строительства, после ввода в эксплуатацию которого в Московском метрополитене стало 16 станций. Проектировал ее архитектор Алексей Душкин. Название станция получила по площади, на которую выходила. Как сообщается в книге Александра Зиновьева «Сталинское метро. Исторический путеводитель», до 1918 года эта площадь называлась Воскресенской.

«Удивительно, но, по многочисленным версиям, имя площади досталось в честь Февральской революции 1917 года, однако при проектировке станции, естественно, данный факт не упоминался. Проходы между пилонов решены в виде выступающих арок из бордового мрамора, опирающихся на цоколь, облицованный черным мрамором. Вследствие того, что диаметр арки шире, чем проход, в углах пилонов получились свободные пространства. Эти ниши Душкин собирался заполнить бетонными уголками с барельефами на революционную тему. Для работы был приглашен известный скульптор Матвей Манизер, который настоял на том, что необходимо вместо барельефов разместить в углах объемные скульптуры. Душкин был против этой затеи, но руководство приняло сторону Манизера, и проект поменяли. В итоге к тяжелым монументальным цветам цоколя и арки (черный и красный) добавились темные бронзовые скульптуры, согнутые под тяжестью конструкции».

На постаментах в углах пилонов было установлено 80 бронзовых фигур (4 фигуры позже, при строительстве второго выхода, были утрачены), представляющих целую галерею образов граждан молодого советского государства на разных этапах его становления.



Станция "Площадь Революции" (1938 г.)

«Начиная от западного эскалатора (который был сооружен изначально), две арки отводились под тему Октябрьской революции 1917 года и Гражданской войны. Там были установлены скульптуры рабочего-красногвардейца с ручной гранатой, солдата с винтовкой, ушедшего на Гражданскую войну, на его шинели прикреплен красный революционный бант. Затем пассажир видит крестьянина в лаптях, отстаивающего свое право на землю, и революционного матроса с наганом. Следующие две арки раскрывают тему становления обороны СССР после Гражданской войны: парашютистка, краснофлотец, пограничник с собакой для строгой охраны границ, девушка с винтовкой. Следующие арки представляют собой труд и образование в СССР: проходчик Метростроя с отбойным молотком в руках и молодой изобретатель, думающий над поставленной задачей, держа в руках шестеренку и циркуль (ныне циркулей нет), птичница с курицей и петухом, механизатор, студент и студентка с книгой. Последние три арки раскрывают тему отдыха и семьи в СССР: девушка-дискоболка и юноша футболист, женщина с ребенком, мужчина с ребенком. Последняя арка - пионеры-авиамоделисты, пионерки-географы. (…) Таким образом, пассажир, пройдя вдоль всей станции «Площадь Революции», может представить, как менялась жизнь в СССР от октября 1917 года до 1938 года»,

- пишет Александр Зиновьев в книге «Сталинское метро. Исторический путеводитель».

Чтобы поместиться в небольших нишах, все скульптуры были сделаны сидящими или присевшими на колено. В народе сразу распространилась мрачная, но отражавшая особенности того времени, шутка: при коммунистах весь народ или «сидит», или стоит на коленях.

На эту особенность скульптурных образов обратили внимание и члены правительственной комиссии, принимавшей станцию.

«Правительственная комиссия принимала станцию метро «Площадь революции». Председатель комиссии высказал мнение:

«Все скульптуры или сидят, или стоят на коленях. Советский человек должен стоять в полный рост!».

Скульпторов и архитекторов охватило мрачное предчувствие... Позже станцию посетил Сталин. Он был в хорошем настроении и, посмотрев на скульптуры, сказал: «Совсем как живые!»,
- сообщает Михаил Вострышев в книге «Москва сталинская» со ссылкой на записи литератора Юрия Борисовича Борева.

Еще одна любопытная деталь, относящаяся к истории создания «бронзовых строителей коммунизма», приводится в книге Анатолия Свенцицкого «Невидимые нити»:

«Не всем известно (а своих «героев» надо знать!), что для отделки метро было закрыто и разрушено 36 московских храмов, нужны были металлы - латунь и бронза… Тяжеловесные бронзовые скульптуры, украшающие станцию «Площадь Революции», все отлиты из московских колоколов».



Снятые для переплавки колокола

бронзовые фигуры на станции метро, архитектор Алексей Душкин, переплавка колоколов, станция метро "Площадь революции", московское метро, Москва, История

Previous post Next post
Up