Полярная гонка. Амундсен против Скотта

Oct 24, 2024 18:23


24 октября 1911 года с мыса Эванс отправилась в путь антарктическая экспедиция англичанина Роберта Фолкона Скотта. Целью группы из 12 человек было достижение Южного полюса Земли с тем, «чтобы честь этого свершения доставить Британской империи». Покорение Южного полюса превратилось в ожесточенное сражение двух команд путешественников.



Последняя фотография Роберта Скотта и его команды.



С самого начала экспедиция англичанина Роберта Скотта проходила в условиях полярной гонки с конкурирующей командой норвежца Руаля Амундсена.

Сначала экспедиция, получившая название «Терра Нова», рассматривалась как частная инициатива с весьма ограниченной государственной поддержкой. Денег не хватало, несмотря на то, что средства для экспедиции нарочно собирали, делая акцент не на научной ее цели - а на самой идее похода к полюсу. С призывом профинансировать экспедицию «Терра Нова» выступил, в частности, писатель Артур Конан Дойл, заявивший:

«Остался всего один полюс, который должен стать нашим полюсом. И если Южного полюса вообще можно достичь, то капитан Скотт как раз тот, кто способен на это».

Дело сдвинулось с мертвой точки, когда экспедицию Скотта решило поддержать правительство.

К этому времени из знаковых географических объектов на Земле непокорённым оставался только Южный полюс. 1 сентября 1909 года полярный путешественник, предприниматель Фредерик Кук официально объявил о достижении Северного полюса 21 апреля предыдущего 1908 года. А 7 сентября того же года о достижении Северного полюса объявил американский исследователь Арктики Роберт Пири - по его заявлению, это произошло 6 апреля 1909 года.

В экспедицию Роберта Скотта из восьми тысяч кандидатов было отобрано 65 человек, из которых 12 вошли в так называемый научный отряд: биолог, геологи, зоолог, физик, метеоролог и др. К слову, в составе команды Скотта было двое уроженцев Российской империи - погонщик собак Дмитрий Гирев и конюх экспедиции Антон Омельченко.

Команда преимущественно состояла из молодых людей. Самым старшим был 42-летний Роберт Скотт, а самым молодым норвежец, каюр и специалист-лыжник 21-летний Трюгве Гран.

Всеми работами по оснащению экспедиции руководили лейтенанты Эдвард Эванс и Виктор Кемпбелл. Кроме судна «Терра Нова» в походе было решено использовать моторные сани, маньчжурских лошадей и ездовых собак. Правда, мотосани в предыдущих экспедициях зарекомендовали себя плохо: у них постоянно ломался двигатель, а собственный вес продавливал снег на глубину не менее фута. Несмотря на предупреждения норвежского полярного исследователя Фритьофа Нансена, Скотт все же решил взять с собой трое моторных саней. Сам Роберт Скотт считал, что наибольшие сложности в походе предстоят не с санями, а с собаками, к которым руководитель экспедиции относился крайне отрицательно. Кроме 33 ездовых собак покорять Южный полюс отправились 19 низкорослых маньчжурских лошадей, которых члены команды называли «пони». Конюшни и собачьи будки были возведены на верхней палубе судна «Терра Нова».



Роберт Скотт.

Надо отметить, что Скотт ранее уже пытался добраться до Южного полюса. Экспедиция называлась «Дискавери» и проходила в 1901-1904 гг. Англичане повернули назад, когда до Южного полюса оставалось примерно 850 км, но дальше них на тот момент в Антарктиде не продвигался никто.

В 1907 году бывший участник экспедиции Роберта Скотта Эрнест Шеклтон возглавил новую попытку достичь Южного полюса. Он не достиг своей цели, однако продвинулся дальше экспедиции Скотта - до полюса оставалось приблизительно 180 км. Роберта Скотта это задело за живое - путешественник полагал, что приоритет должен остаться за ним. И он собрался в новую экспедицию, получившую название «Терра Нова».

О том, что норвежец Руаль Амундсен тоже собирается достичь Южного полюса, Скотт знал, однако намерения конкурента всерьез не принимал, полагая, что Амундсену не хватит опыта для реализации своего плана.

Ошибкой Скотта стало то, что он был невысокого мнения об эффективности собачьих упряжек: его дневники полны жалоб на сложности обращения с этими животными. Лыжной подготовке англичане, в отличие от команды Амундсена, тоже не уделяли особого внимания.



Руаль Амундсен - главный конкурент Скотта.

Новости о том, что две команды путешественников готовятся к старту практически одновременно, вызвала большой ажиотаж в мире. Никогда еще гонка за географическим открытием не была так похожа на спортивное состязание. Мало кто задумывался над тем, что на кону - не только приоритет открытия, но и жизни людей.

Осенью 1911 года норвежцы во главе с Амундсеном вышли на старт, Скотт со своей командой из-за проблем с акклиматизацией лошадей и непогоды отстал от соперника на две недели.

Амундсен и его люди были гораздо более уверены в своих силах, нежели англичане. Он терял собак, но количество упряжек, взятых в поход, не делало ситуацию катастрофической. А вот у Скотта, сделавшего ставку на мотосани и лошадей, дела шли из рук вон плохо: мотосани быстро сломались, начался падеж лошадей, а тех, что остались, пришлось пристрелить. Вскоре главным «двигателем» у британцев стала «мускульная сила людей», которым приходилось перетаскивать грузы. Но даже в столь сложных условиях англичане отказывались вставать на лыжи.

К 6 декабря 1911 года группа Амундсена достигла точки, до которой добралась экспедиция Шеклтона, а 14 декабря норвежцы покорили Южный полюс, что и отпраздновали установкой флага Норвегии и выкуриванием сигар.

Покидая полюс, Руаль Амундсен оставил там палатку с норвежским флагом, внутри которой находились документы, адресованные королю Норвегии и письмо Роберту Скотту:

«Дорогой капитан Скотт, поскольку Вы, вероятно, станете первым, кто достигнет этого места после нас, я любезно прошу направить это письмо королю Хокону VII. Если Вам пригодятся любые из вещей в этой палатке, не стесняйтесь их использовать. С уважением, желаю Вам благополучного возвращения. Искренне Ваш, Руаль Амундсен».

25 января 1912 года норвежская экспедиция вернулась в базовый лагерь. Между тем, Роберт Скотт не знал, что проиграл «полярную гонку». Он отпустил группу сопровождения и отправился к полюсу в составе пяти человек: кроме самого Скотта, это были Эдвард Уилсон, Генри Бауэрс, Эдгар Эванс и Лоуренс Отс. Между тем, провиант и снаряжение были рассчитаны лишь на четверых.

Из-за истощения и цинги группа сопровождения с трудом вернулась на базу. Скотт в составе своей «пятерки» добрался до Южного полюса и только там узнал, что норвежцы опередили их почти на месяц. Англичане были раздавлены: все их усилия оказались напрасными...

Позже Амундсена многие упрекали за оставленное им письмо, так как оно еще больше деморализовало и так предельно истощенных и измученных людей.

«Великий Бог! Это страшное место, а нам и без того ужасно сознавать, что труды наши не увенчались завоеванием первенства. Конечно, прийти сюда тоже что-нибудь да значит (…) Теперь - рывок домой и отчаянная борьба за право доставить весть первыми. Не знаю, выдержим ли мы?» - написал Роберт Скотт в дневнике.

На обратном пути погода еще более ухудшилась. Также резко ухудшилось и самочувствие членов «пятерки» Скотта. Первым 17 февраля 1912 года умер Эдгар Эванс, получивший при падении в трещину тяжелую травму головы. Спустя месяц Лоуренс Отс, у которого были сильнейшие обморожения ног, решил покончить с собой, чтобы не быть обузой товарищам. Он ушел в буран, покинув палатку без обуви. Его тело так и не нашли. Оставшиеся трое прошли еще 16 км, но были застигнуты новой бурей, продолжавшейся 9 дней. Без топлива и пищи они стоически выносили все испытания, ожидая свою смерть. А до лагеря оставалось всего 18 км...

Последняя запись в дневнике Роберта Скотта датирована 29 марта 1912 года:

«Каждый день мы собирались отправиться к складу (имеется в виду склад снаряжения и продовольствия - С.И.), (…) но за палаткой не унимается метель. Не думаю, чтоб мы могли теперь надеяться на лучшее. Будем терпеть до конца, но мы слабеем, и смерть, конечно, близка. Жаль, но не думаю, что смогу писать ещё. Ради Бога, не оставьте наших близких!».

Глава экспедиции, Эдвард Уилсон и Генри Бауэрс, вероятно, умерли вскоре после этого, проведя на антарктическом леднике 144 дня. Занесенную снегом палатку с тремя замерзшими телами нашли только 12 ноября.

На протяжении более 100 лет поход Роберта Скотта был символом рыцарственной самоотверженности. Даже проиграв «полярную гонку», участники экспедиции остались до конца верны задачам похода и героически погибли во имя великой цели. В качестве основной причины гибели обычно называется плохая подготовка Скотта к походу: он пытался использовать пони, которые оказались неприспособленными к условиям Антарктики, не предусмотрел возможность заболевания цингой в отряде, использовал мотосани, которые быстро сломались и др.

Не так давно стало известно, что роковую роль в гибели отряда Скотта сыграли не только экстремальная температура и плохая подготовка. Теперь главным виновником неудачи экспедиции называют занимавшегося оснащением группы Эдварда Эванса (к погибшему Эдгару Эвансу он не имеет никакого отношения). Из документов следует, что склады, которые должен был оборудовать Эванс, оказались пусты. В результате Роберт Скотт и его люди вынуждены были экономить остатки провизии, голодать - и это ускорило их гибель. Приписывают Эдварду Эвансу и другие случаи халатности. Между тем, Эванс не понёс никакой ответственности за своё бездействие, написал об антарктической экспедиции две книги и умер в 1957 году, дослужившись до звания адмирала.

… Обнаруженные через 8 месяцев после гибели экспедиции дневники Роберта Скотта сделали его «мифилогической фигурой»: его слава затмила славу первооткрывателя Южного полюса Руаля Амундсена.

Амундсен ездил с лекциями по миру и принимал многочисленные награды, когда в феврале 1913 узнал о судьбе Роберта Скотта.

«Я пожертвовал бы славой и всеми деньгами, сумей я таким путём уберечь Скотта от ужасной гибели», - заявил путешественник.

Однако на деле весть о гибели группы Скотта только подогрела интерес к лекциям норвежца, чему он был только рад.

К слову, на достигнутом Амундсен не остановился. Норвежец добрался и до Северного полюса, став первым в мире, кому удалось побывать на обеих «вершинах Земли». В 1920-х Амундсен стал одним из первых, кто использовал для исследований Арктики дирижабли.

полярная гонка, Покорение Южного полюса, Руаль Амундсен, Роберт Скотт

Previous post Next post
Up