28 августа 1937 года на 11 километре Серпуховского шоссе завершилась первая советская веломногодневка.
Тематическое фото из открытых источников.
Велотур стартовал 12 августа 1937 года от Северных ворот стадиона «Динамо» в Москве. Трасса протяженностью 2509 километров пролегала через Тулу, Орел, Чернигов, Киев, Гомель, Минск и Смоленск, после чего спортсмены возвращались в Москву. На всю дистанцию отводилось 14 дней, к ним добавлялись 3 дня отдыха в Минске, Киеве и Юхнове. За день в зависимости от погоды и дорожных условий нужно было проезжать по 100-250 километров.
До начала веломногодневки спортивная пресса в каждом выпуске рассказывала о подготовке к нему, не скрывая того, что есть и организационные, и технические проблемы. Например, изготовление покрышек для велосипедов на Ярославском резиновом комбинате сдвинулось с мертвой точки лишь за пару недель до старта. Во время инспектирования трассы оказалось, что на этапе Кролевец - Чернигов дорога просто отвратительна, после чего этот этап сократился до 188 километров, а этап Севск - Глухов, наоборот, стал длиннее на 40 километров. Проблема встала и с питанием спортсменов на маршруте трассы. В московском тресте ресторанов и столовых сказали, что им не до этого, кормить велосипедистов они не смогут и попытались перевести стрелки на трест гастрономов. Пришлось вмешаться заместителю наркома торговли. Только после этого трест ресторанов и столовых включился в подготовку первого советского многодневного велотура. На пунктах питания вдоль всей трассы спортсменов ждали бутерброды, лимоны и яблоки, какао и сок, нарзан, мясные сухарики и даже торты.
В веломногодневке, стартовавшей в 10 часов утра 12 августа, участвовало 129 велосипедистов. Фаворитами в командном зачете считались «Динамо» и «Спартак». За динамовцев готовился выступить одессит Михаил Рыбальченко, который однажды проехал на велосипеде 30 километров, причем часть трассы пришлось преодолевать в противогазе, за 56 минут. Он же за два года до первой советской веломногодневки совершил велопробег от Одессы до Владивостока, за что был награжден орденом Знак Почета.
С 24 мая по 13 июня 1937 года во время проведения 1-го Украинского велотура протяженностью 2 265 километров Рыбальченко опередил занявшего второе место киевского армейца Савельева на 8 часов 8 минут и 20 секунд и впоследствии вошел в Книгу рекордов Гиннесса.
Стартовав от Северных ворот стадиона «Динамо», 15 команд на гоночных велосипедах (представители спортобществ) и 10 - на дорожных (рабочие и колхозники) проследовали через Маяковку на Садовую, миновали Трубную и Добрынинскую площади, Нижние и Верхние Котлы и добрались до 11-го километра Серпуховского шоссе. Отсюда уже был дан официальный старт. В 11:30 по маршруту первого этапа Москва - Тула выдвинулись «дорожники», в 12:00 - спортсмены.
Первым в Тулу, как и ожидалось, въехал Михаил Рыбальченко. 166 километров он преодолел за 5,5 часов, опередив финишировавшего вторым Сергея Вершинина из ЦДКА на девять с лишним минут.
В велогонке не обошлось без демонстрации «образцов смелости и решительности». Например, Владимир Букреев из Харькова на одном из железнодорожных переездов увидев мешающий ему состав вагонов и узнав, что задержка надолго, пролез под вагонами и продолжил путь. Он же, повстречав у Подольска стадо коров, умело лавировал между ними и вырвался вперед.
Случались и анекдотичные ситуации. Так, один из участников велотура позже вспоминал, как, принимая душ в один из дней отдыха, спортсмены столкнулись с тем, что за полотенце надо заплатить 50 копеек, а у многих велосипедистов денег при себе не было.
Вплоть до Чернигова первым в города въезжал признанный лидер Михаил Рыбальченко. Однако на восьмом этапе, в Киеве, он был лишь вторым. Опередил Рыбальченко его одноклубник москвич Николай Денисов. В гонку с раздельным стартом Денисов ушел вторым, помех перед ним не было, тогда как Рыбальченко стартовал 57-м и вынужден был постоянно кого-нибудь и что-нибудь объезжать.
Среди «дорожников» лидировал Букреев. Спортивная пресса отмечала его «незаурядный педаляж на подъемах и спусках».
По дороге из Киева в Гомель погода подкачала: начался дождь, сопровождавшийся сильным ветром, валившим деревья. На этапе в Могилев Михаилу Рыбальченко не повезло: он сломал оба колеса, пришлось менять, из-за чего спортсмен вновь утратил лидерство. На этот раз его опередил Вершинин.
Из Минска тройка лидеров общего зачета (Рыбальченко, Вершинин, Денисов) и примкнувший к ним знаменитый конькобежец Платон Ипполитов отправили телеграмму героическим летчикам Михаилу Громову, Андрею Юмашеву и Сергею Данилину, совершившим исторический перелет через Северный полюс в Северную Америку вслед за знаменитым экипажем Валерия Чкалова.
За пару километров до финиша витебского этапа на невезучего Михаила Рыбальченко бросилась испуганная лошадь. Это был единственный раз за всю велогонку, когда Рыбальченко вообще не попал на подиум. Но в Смоленске и Рославле он наверстал упущенное, причем - в непростых условиях: рославльскую трассу накануне веломногодневки взялись ремонтировать, поэтому ехать пришлось вдоль нее, по кочкам и ямам.
28 августа веломногодневка завершилась там же, откуда стартовала, - на 11-м километре Серпуховского шоссе. Первыми стали Михаил Рыбальченко (в группе на гоночных велосипедах, представители спортсообществ) и Владимир Букреев (в классе дорожных машин, по зачету «рабочих и колхозников»). Итоговое время Рыбальченко составило 94 часа 4 минуты 58 секунд.
Встречая велосипедистов, в Москве устроили настоящий праздник спорта: здесь проходили
соревнования по борьбе, боксу, волейболу, дзюдо, акробатике, фехтованию. Играл оркестр, спортсменов забрасывали цветами.
Командным чемпионом стало «Динамо», опередив на девять с лишним часов сборную Наркомата обороны.
Участникам велогонки раздали в общей сложности 62 приза. Самый богатый вручило общество «Зенит» - каминные часы с бронзовой фигурой.