14 мая 1893 года в Тайницком саду Кремля была произведена закладка памятника Александру II.
Открытка. Памятник Александру Второму.
8 марта 1881 года, через неделю после убийства Александра II (1 марта 1881 года террористы бросили бомбу под карету императора), московский городской голова Сергей Третьяков предложил установить в Кремле монумент в память о погибшем самодержце. Его инициатива была поддержана гласными городской думы и правящим императором Александром III. На сбор средств для строительства памятника объявили подписку, по которой был получен 1 миллион 762 тысячи рублей.
Почти сразу же начался конкурс проектов будущего памятника. Всего было три этапа. Конкурс длился до 1887 года. Ни один из вариантов не понравился комиссии: кто-то предлагал водрузить императора на коня, кто-то излишне сосредоточился на мифологии и аллегориях, из-за чего образ Александра II терялся...
В итоге к работам приступили художник Павел Жуковский, архитектор Николай Султанов и скульптор Александр Опекушин, принимавший участие в сооружении памятника «Тысячелетие России» в Новгороде и получивший в 1872 году диплом академика скульптуры за великолепно выполненные бюст Цесаревича Николая Александровича и статую Петра Великого. Позже Опекушин - скульптор из крепостных - создал памятник Пушкину, ставший визитной карточкой Москвы.
Совместный проект памятника Александру II Опекушина, Султанова и Жуковского в 1890 году получил одобрение императора. Летом того же года начались подготовительные земляные работы, продолжавшиеся до 1893 года.
Москва. Кремль. Памятник Александру II 1900-е гг.
14 мая 1893 года мемориал заложили в присутствии Александра III и членов царской семьи. Закладка была сделана в среднюю часть фундамента памятника. Там был временно сооружен императорский шатер из красного полотна, на сторонах которого были изображены золотые орлы в стиле XVII века, а на макушке - резная императорская корона с орлом. На площадке расположили 2 кресла для их императорских величеств. В торжественной церемонии приняли участие 540 приглашенных гостей из высшего общества, для которых были изготовлены специальные именные приглашения. Также по просьбе архитекторов на закладку памятника пригласили московских студентов.
В специально подготовленном месте на гранитном массиве было сделано углубление для закладной доски и монет. Для особ императорской фамилии и членов Комитета постройки памятника заготовили несколько именных закладных камней. На вызолоченной закладной доске была сделана надпись:
«В лето, от рождения Бога Слова, 1893, Мая в 14-й день, при державе Благочестивейшаго Самодержавнейшаго Великаго Государя Нашего Императора Александра Александровича всея России, при Супруге Его Благочестивейшей Государыне Императрице Марии Феодоровне, при Наследнике Его Благодарном Государе Цесаревиче Николае Александровиче и при Благоверном Государе Великом Князе Сергии Александровиче, Генерал-Губернаторе Московском, заложен сей памятник почившему в Бозе в лето 1881 , Марта в 1-й день, Великому Государю Нашему Императору Александру Николаевичу всея России, созидаемый доброхотным иждивением русскаго народа, в Кремле Московском, по чертежам и под наблюдением художника Павла Жуковскаго и зодчаго Николая Султанова».
К 11 часам утра к месту закладки приехал император Александр III с супругой и цесаревичем Николаем. После молебна Спасителю и Божией Матери император с императрицей и родственниками приблизились к закладному камню и с подноса положили несколько монет в каменную основу памятника. Затем священник громко прочитал текст на закладной доске и поднес ее государю. Император положил доску на дно углубления, затем, взяв серебряный молоток и лопатку, положил подготовленный раствор и заложил первый закладной камень. В тот же миг на колокольне Ивана Великого ударил колокол, вслед за ним раздался перезвон колоколов других московских церквей. Загремел артиллерийский салют.
Открытка 1904-1909 гг. с надписью на обороте "Открытие памятника имп. Александру II в Кремле 16 августа 1898 года в Высочайшем присутствии".
После завершения закладки императорская семья поднялась на Царскую площадь и осмотрела размещенный там гипсовый макет памятника, чертежи, а также археологические находки на месте строительных раскопок. После этого на площади состоялся военный парад. После отъезда императора к месту закладки был приставлен часовой от роты дворцовых гренадер.
Строительство монумента шло медленно. Надзор за сооружением памятника осуществлял архитектор Василий Загорский. Изначальный вариант Александра Опекушина предполагал Александра II в сюртуке, с фуражкой в одной руке и манифестом об отмене крепостного права в другой. В итоге он одел 6-метрового бронзового императора в форму, в которой он венчался на царство, и порфиру. В левой руке был скипетр, а правая обращалась к народу, намекая на решение крестьянского вопроса.
Монумент был открыт у Малого Николаевского дворца на склоне Боровицкого холма 16 августа 1898 года. В торжестве принимали участие представители всех сословий. В 8 часов утра с Тайницкой башни прозвучали 5 пушечных выстрелов. Церемония открытия началась в 14 часов с Крестного хода из Чудова монастыря. После того как митрополит Московский Владимир отслужил молебен, сыграли «Преображенский марш» и выстрелили из пушек 360 раз. Церемонию закрывал парад войск, которым командовал император Николай II.
Бронзовая статуя Александра II расположилась под шатром. На постаменте были нанесены имена Николая II, великого князя Сергея Александровича, его жены Елизаветы Фёдоровны и надпись «Императору Александру II любовию народа». Шатровая сень на 4 столбах была облицована темно-розовым финляндским гранитом, ее кровлю украшали вызолоченные бронзовые листы, залитые темно-зеленой эмалью, и двуглавый орел. В куполе сени была помещена летопись жизни царя. По бокам шатра располагались крытые галереи, на их сводах - 33 мозаичных портрета русских правителей, от Владимира до Николая I. Мозаики были изготовлены в Венеции по эскизам Павла Жуковского. По фризу колоннады шла надпись: «Сооружен доброхотным иждивением русского народа». На стенах галереи висели гербы всех удельных княжеств и земель, которыми когда-либо владела Россия. Вечером сооружение подсвечивали. Москвичи имели возможность посидеть на лавочках в арочной галерее и полюбоваться на город, а также спуститься по ступенькам в Тайницкий сад.
Памятник имп. Александру II был хорошо вписан в архитектуру Кремля, что видно на открытке 1904-1909 гг., изданной П. фон Гиргенсоном.
«Уже прошло более месяца со дня открытия памятника Императору Александру II, а между тем каждый день видишь около него все те же вереницы, почти толпы народа, - писала газета «Московские ведомости». - Поучительно наблюдать настроение толпы. Это не простой осмотр, публика ходит тихо, с каким-то благоговением, разговор происходит чуть не вполголоса».
И все же были и те, которым памятник самодержцу не понравился. Его считали слишком большим, неуклюжим и неуместным среди многовековой застройки Кремля. Некоторые критики даже говорили, что конструкция напрочь лишена вкуса.
Граф Алексей Игнатьев, перешедший на службу к большевикам, принимавший участие в церемонии открытия памятника, указал в своих мемуарах, что накануне открытия кто-то оставил следующую надпись на прилегавшем заборе:
«Безумного строителя бездарный выбран план - Царя-Освободителя поставить в кегельбан».
В одном из путеводителей того времени мемориал описывался так:
«…сам памятник не производит художественного впечатления. В нём хороша только фигура императора (…). Сень над нею и галерея (…)- из очень дорогого материала, с массой позолоты, уже потускневшей, и венецианской мозаикой - безвкусны и лишены какого бы то ни было идейного содержания».
Принятый после Октябрьской революции ленинский план монументальной пропаганды предусматривал снос памятников царского режима. Декрет СНК РСФСР «О памятниках Республики» от 12 апреля 1918 года постановил памятники «в честь царей и их слуг» разрушить, а вместо них поставить другие, созвучные новой идеологии. Первые результаты должны были появиться к 1 мая, то есть всего через 18 дней после обнародования декрета.
Вообще, разрушать начали еще до декрета. В марте 1917 года, то есть сразу после Февральской революции, в Киеве демонтировали памятник Столыпину. Его разрушение было оформлено как спектакль: сначала перед памятником состоялся «народный суд» над Столыпиным, а затем скульптура была повалена при помощи сооружения в форме виселицы, напоминая о 3 тыс. 741 смертном приговоре, приведенном в исполнение за период с 1906 по 1910 год. Тогда же в Екатеринославе снесли памятник Екатерине II.
После принятия декрета разрушение старых памятников приобрело массовый характер. 1 мая 1918 года в ходе работ по благоустройству Кремля снесли спроектированный Васнецовым памятный крест, стоящий на месте убийства великого князя Сергея Александровича (4 февраля 1905 года бомба террориста Ивана Каляева разворотила карету генерал-губернатора, от взрывной волны вылетели окна в здании Судебных установлений и в здании Арсенала, сам великий князь погиб на месте). Памятник представлял собой бронзовый крест с Распятием, на подножье надпись: «Отче, отпусти им, не ведают бо, что творят» (Лк. 23: 34).
События 1 мая 1918 года подробно описаны в воспоминаниях коменданта Кремля Павла Малькова:
«Члены ВЦИК, сотрудники ВЦИК и Совнаркома собрались к 9.30 утра в Кремле, перед зданием Судебных установлений. Вышел Владимир Ильич. Он был весел, шутил, смеялся. Когда я подошел, Ильич приветливо поздоровался со мной, поздравил с праздником, а потом внезапно шутливо погрозил пальцем: «Хорошо, батенька, все хорошо, а вот это безобразие так и не убрали. Это уж нехорошо». Он указал на памятник, воздвигнутый на месте убийства великого князя Сергея Александровича. Я сокрушенно вздохнул. «Правильно, - говорю, - Владимир Ильич, не убрал. Не успел, рабочих рук не хватило». «Ишь ты, нашел причину! Так, говорите, рабочих рук не хватает? Ну, для этого дела рабочие руки найдутся хоть сейчас. Как товарищи?» - обратился Владимир Ильич к окружающим. Со всех сторон его поддержали дружные голоса. «Видите? А вы говорите, рабочих рук нет. Ну-ка, пока есть время до демонстрации, тащите веревки». Я мигом сбегал в комендатуру и принес веревки. Владимир Ильич ловко сделал петлю и накинул на памятник. Взялись за дело все, и вскоре памятник был опутан веревками со всех сторон. «А ну, дружно», - задорно командовал Владимир Ильич. Ленин, Свердлов, Аванесов, Смидович, другие члены ВЦИК и Совнаркома и сотрудники немногочисленного правительственного аппарата впряглись в веревки, налегли, дернули, и памятник рухнул на булыжник. «Долой его с глаз, на свалку!» - продолжал командовать Владимир Ильич. Десятки рук подхватили веревки, и памятник загремел по булыжнику к Тайницкому саду».
Снос мемориального комплекса, посвященного Александру II, продолжался 10 лет - с 1918 по 1928. По свидетельству управляющего делами Совнаркома Владимира Бонч-Бруевича, первый председатель СНК РСФСР Владимир Ленин планировал установить на его месте памятник Льву Толстому:
«- Где отлучали Толстого от церкви? - спросил он [Ленин] меня.
- В Успенском соборе…
- Вот и хорошо, самое подходящее время его [памятник] убрать, а здесь поставить хорошую статую Льва Толстого, обращенную к Успенскому собору. Это будет как раз кстати».
Однако Лев Николаевич это место не занял, в 1967 году рядом появился памятник самому Ленину, который после распада СССР был перенесен в музей-заповедник «Горки Ленинские».
Демонтаж памятника императору Александру II. Москва. 1918 г. Кадр из киножурнала "Кинонеделя", №14, 1918 г. Режиссер Д. Вертов. Оператор неизвестен. РГАКФД.
Демонтаж памятника императору Александру II. Москва. 1918 г. Кадр из киножурнала "Кинонеделя", №14, 1918 г. Режиссер Д. Вертов. Оператор неизвестен. РГАКФД.
В 2005 году новый памятник Александру II в Москве открыли в сквере возле Храма Христа Спасителя. На постаменте написаны основные заслуги императора: отмена крепостного права в 1861 году, военная и судебная реформы, завершение Кавказской войны и другие.
Опыт последних десятилетий показывает неэффективность физического уничтожения символических пространств прошлых эпох. Разрушенное большевиками воссоздается на наших глазах. На месте снесенных символов вырастают блестящие новоделы. Однако новодел - не подлинник, и исторические утраты невосполнимы.