100 лет назад, 4 марта 1923 года, скончался русский скульптор, академик и действительный член Императорской Академии художеств Александр Опекушин. Автор визитной карточки Москвы - памятника А.С. Пушкину на Пушкинской площади - умер от голода, в страшной нищете.
Александр Опекушин.
Могила выдающегося скульптора находится в селе Рыбницы Ярославской области. Ему суждено было родиться в простой крестьянской избе и умереть в ней. В последний путь великого скульптора провожали лишь близкие родственники. «Совершенно забыты всеми!», - с горечью восклицала в письме одна из дочерей Опекушина.
Александр Опекушин родился 28 ноября 1838 года в деревне Свечкино Даниловского уезда Ярославской губернии в крепостной крестьянской семье лепщика. Школу окончил в селе Рыбницы. Заметив рано проявившиеся творческие способности сына, отец получил у своей помещицы Е.В.Ольхиной разрешение на его учебу в Петербурге, где Сашу устроили в рисовальную школу при Обществе поощрения художеств. Её талантливый мальчик окончил вместо положенных 3 лет за 2 года. Затем за 3 года вместо 5 он заканчивает известную мастерскую Д.И. Иенсена, ученика датского скульптора Б. Торвальдсена, где его обучают искусству орнамента, и переходит к изучению скульптуры. В то время Опекушину было 17 лет.
В 1860 году Александр, скопив с большим трудом 500 рублей, откупился от помещицы Ольхиной, получив вольную. 1862 год стал поворотным в жизни молодого скульптора. Ученый совет Академии художеств присудил Опекушину малую серебряную медаль за барельеф «Ангелы, возвещающие пастухам Рождество Христово». В этом же году скульптор М.О. Микешин пригласил молодого ваятеля принять участие в сооружении памятника «Тысячелетие России» в Новгороде.
Памятник "Тысячелетие России" в Великом Новгороде.
«По замыслу Микешина это был огромный колокол, призванный благовестить потомкам о героическом прошлом России, первый в нашей стране монумент, воздвигнутый не отдельной личности, а величию государства Российского, - пишет Юрий Климаков в своей статье об Александре Опекушине «Его знала вся образованная Россия». - По количеству изображенных фигур памятник является самым крупным скульптурным произведением русского монументального искусства. Как начинающему скульптору Александру Михайловичу было доверено выполнение лишь одной фигуры - Петра I, стоящего со скрещенными руками. И надо признать, что фигура Петра, выполненная Опекушиным, оказалась одной из самых удачных. После этой работы об Опекушине заговорили в художественных кругах Петербурга».
За скульптурные эскизы «Велизарий» и «Амур и Психея» Императорская Академия художеств в 1864 году награждает его серебряной медалью. В 1872 году Александр Михайлович получает диплом академика скульптуры за великолепно выполненные бюст Цесаревича Николая Александровича и статую Петра Великого. В этом же году за бюст Петра I и скульптурную группу русских моряков Императорское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии наградило его большой золотой медалью.
М.О. Микешин приглашает Опекушина для работы над памятником Екатерине II в Петербурге. Александр Михайлович трудился над 9 скульптурами сподвижников императрицы, располагавшимися вокруг пьедестала - Румянцева, Потемкина, Суворова, Державина, Дашковой, Безбородко, Бецкого, Орлова и Чичагова. Поставленный в 1873 году перед Александринским театром памятник вызвал всеобщий восторг. На радостях Микешин подарил Опекушину большой дом на Каменноостровском проспекте, куда молодой скульптор сразу же переселился со своей семьей.
В 1875 году был объявлен конкурс на сооружение памятника А.С.Пушкину в Москве - первого в России памятника великому русскому поэту.
«Опекушин изучает весь изобразительный материал, связанный с Пушкиным, прижизненные портреты, выполненные О. Кипренским и В. Тропининым. Посмертную маску, снятую скульптором С. Гальбергом, и его же работы бюст Пушкина, а также бюст, созданный в 1837 году выдающимся скульптором И. Витали. Несколько альбомов были заполнены зарисовками, эскизами, вариантами, прежде чем скульптор взялся за моделирование будущего памятника»,
- сообщает Евгений Болотин в статье «Какой-то крестьянин Опекушин...», опубликованной в №6 журнала «Наш современник» за 2004 г.
Сам Александр Михайлович вспоминал:
«В течение ряда лет ночи не спались как следует. Было три лихорадочных конкурса. В двух из них участвовали все скульпторы того времени. Ах, какая жара была! Ах, какая суматоха! Сколько зависти было друг к другу; каждый хотел быть ваятелем, по выражению Белинского, «вековечного памятника».
В итоге предпочтение было отдано модели А.М. Опекушина, «как соединившей в себе с простотою, непринужденностью и спокойствием позы - тип, наиболее подходящий к характеру и наружности поэта».
«Теперь предстояло вылепить из глины статую высотой в 6 аршин (четыре с лишним метра). Точно такого же размера стояла в его мастерской готовая статуя Нестора-летописца - плод почти двухлетней работы. «Ничего, - думал Александр Михайлович, - Нестор еще немного подождет, думаю, старик не обидится». Он не ведал, что ему предстоит пережить первую в его жизни творческую трагедию»,
- пишет Евгений Болотин.
В газете «Голос» вышла злобная статья, где были такие строки: «Чему же учат в Академии художеств, когда на Пушкинском конкурсе всех академиков «заткнул за пояс» какой-то крестьянин Опекушин?!». Реакция последовала быстро. Опекушин был вызван к ректору отделения живописи и ваяния Академии Иордану, который... попросил его «очистить помещение академической мастерской». Пришлось скульптору искать новое помещение.
Пять лет ушло на все работы по сооружению памятника. Прорабатывались каждая деталь, каждый штрих. И вот опекушинский бронзовый Пушкин стал неотъемлемым символом Москвы. По заказам городских властей пушкинские памятники и бюсты были созданы Александром Михайловичем и для других городов Российской Империи - Петербурга (1884 г.), Кишинева (1885 г.), Остафьево (1913 г.).
Памятник А.С. Пушкину в Москве.
Большинство наших современников судит о творчестве Опекушина лишь по памятникам Пушкину в Москве и Лермонтову в Пятигорске. Но не менее замечательными произведениями скульптора являются его памятники знаменитому естествоиспытателю и мыслителю Карлу Бэру в Дерпте (1886 г.) и генерал-губернатору Восточной Сибири, графу Николаю Муравьеву-Амурскому в Хабаровске (1891 г.) (уничтожен в 1925 г. - С.И.).
Памятник Карлу Эрнсту фон Бэру в Тарту
Памятник М.Ю. Лермонтову в Пятигорске
Известный скульптор Р. Бах, современник Опекушина, говорил:
«Я опекушинского Бэра ценю выше гудоновского Вольтера. На лице Вольтера Гудон запечатлел постоянную саркастическую улыбку и больше ничего. В умном старческом лице Бэра Опекушин выразил глубину мысли подвижника науки, без которой человечество не может двигаться дальше».
Опекушиным выполнено множество мраморных и бронзовых бюстов: Аристотеля, Платона, Жуковского, Вяземского и других. Александру Михайловичу и его помощникам принадлежит скульптурная отделка многих московских особняков, зданий госучреждений и магазинов. Он также был автором многих ювелирных изделий: украшений для светильников, ваз, ларцов, декоративных скульптурных композиций из серебра, статуэток, больших серебряных блюд с чеканными изображениями и т.д. По церковным заказам выполнял скульптурные Распятия и киоты для монастырей и храмов.
Александра Опекушина не раз уговаривали уехать с семьей за границу, но он отказывался.
Для скульптора была очень важна монархическая тема.
«Он поставил памятники Александру II в Москве (1898 г.), Пскове (1886 г.), Кишиневе (1886 г.), Астрахани (1884 г.), Ченстохове (Польша, 1899 г.), Владимире (1913 г.), Бутурлиновке (1912 г.), Рыбинске (1914 г.) и в других городах империи. Каждый из них был неповторим, - пишет Юрий Климаков. - Ему благоволили представители царской династии. Особенно ценил его творчество и всемерно ему содействовал император Александр III, поручивший ваятелю создать московский памятник его отцу - императору Александру II. В Москве скульптору покровительствовал великий князь Сергей Александрович».
30 мая 1912 года был освящен и открыт самый знаменитый дореволюционный московский памятник - монумент Александру III около храма Христа Спасителя. Еще одна статуя царя-миротворца была создана Опекушиным для Музея изящных искусств имени Александра III.
«С сентября 1894 года Опекушин становится действительным членом Академии художеств, - сообщает в своей статье Юрий Климаков. - Только за московский памятник Александру III император Николай II пожаловал Александру Михайловичу чин действительного статского советника и пожизненную пенсию в размере трех тысяч рублей. Газеты называли Опекушина «лучшим русским скульптором».
В 1917 г. заработанные многолетним честным трудом деньги Александра Михайловича, хранившиеся в Государственном банке, были аннулированы. Собственный дом Опекушиных в Петербурге экспроприировали. Потерял скульптор и персональную мастерскую. Под видом обысков семью Опекушина неоднократно грабили. (...)
Все опекушинские памятники русским царям, государственным деятелям, известным промышленникам были снесены после специального ленинского декрета от 12 апреля 1918 года «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической революции». Уцелел лишь московский памятник Екатерине II, установленный в ноябре 1896 года в Московской городской думе. Сданный в запасники музея изящных искусств, памятник этот был в 1952 году тайно переправлен в Берлин, где и находится по сей день».
Опекушин обращается с заявлениями к советскому правительству и председателю секции художников:
«Я, чтобы не умереть с голоду, вместе с моей семьей принужден продавать все, что только возможно, включительно до носильного белья, теперь уже и этот источник прекращается, и я 80-ти лет, больной, слабый, с пороком сердца, с распухшими от недоедания ногами, принужден вместе с тремя дочерями, также больными, медленно умирать с голоду».
В 1919 году скульптору позволили вернуться в родную деревню. При содействии А.В. Луначарского А.М. Опекушин вместе с дочерьми за государственный счет был отправлен в Ярославскую губернию. Там в страшной нищете он медленно умирал. Академический паёк, выделенный Наркомпросом, начал поступать только в 1922 году. Юрий Климаков приводит свидетельство краеведа А.И. Скребкова, опубликованное 8 марта 1923 г. в ярославской газете «Крестьянский кооператор»:
«Он заживо погребен. (…) Квартира, в которой он живет с дочками,- холодная, одежда у них почти сотлела, валится с плеч. Питание - как бы не умереть с голоду. Отсутствие всех признаков, что здесь живет европейски известный скульптор, автор памятника Александру Сергеевичу Пушкину и ряда других памятников. Догорает жизнь в страшных мучениях великого труженика-ярославца А.М. Опекушина. Кто чем может, помогите ему!».
Между тем, 4 марта Александр Михайлович уже скончался. До этого он простудился и заболел воспалением легких. Не зная этого, судьбой Опекушина решила заняться газета «Известия ВЦИК», обратившаяся 21 марта 1923 года с призывом:
«Обязанность тех, кому дороги интересы культуры, вспомнить о замечательном нашем соотечественнике и поддержать его материально и нравственно».
Но было уже слишком поздно...
Александр Опекушин похоронен на кладбище у Спасской церкви села Рыбницы, где был когда-то крещён. Только в 1972 г. здесь появилась скромная надгробная плита, а в 2012 году - надгробие из чёрного гранита с надписью: «Великому скульптору от благодарных потомков».