14 декабря 1958 года третья советская антарктическая экспедиция впервые в истории достигла южного полюса недоступности и основала там антарктическую станцию.
Старое фото станции на Полюсе недоступности в Антарктиде.
«Еще до отъезда в Антарктиду я задался целью во что бы то ни стало достичь Полюса относительной недоступности и создать там базу. К решению этой трудной задачи мы готовились всю зиму (1957 года - С.И.). Наш транспортный отряд тщательно ремонтировал каждый тягач, а затем выводили его на улицу и ставили в ряд с другими машинами, блестевшими новой краской. К весне в «Мирном» (советская антарктическая станция - С.И.) стояла готовая к походу шеренга тягачей и вездеходов.
В сентябре начали готовить поезд. Подбирали личный состав, укомплектовывали оборудование. 23 октября 1958 года поезд из шести тяжелых тягачей, одного вездехода «Пингвин» и семи саней вышел из Мирного в глубь Антарктиды. На них было погружено около 270 тонн снаряжения и продовольствия. Личный состав состоял из 21 человека. Начальником поезда я назначил А. Ф. Николаева. Поскольку неотложные дела не позволяли мне на долгое время отлучаться из Мирного, я решил принять участие в походе только на последнем этапе - от станции «Советская» до Полюса относительной недоступности».
(Воспоминания Евгения Толстикова цитируются по его книге «На полюсах Антарктиды». Ленинград, «Гидрометеоиздат», 1980 г.).
Расстояние от станции «Советской» до Полюса недоступности составляло более 600 километров, причем основная часть маршрута пролегала на высоте от 3,5 тыс. до 4 тыс. метров над уровнем моря при 50-градусном морозе.
«3 декабря 1958 года поезд из четырех тягачей, каждый из которых имел на прицепе одни сани, вышел со станции «Советская» по направлению к Полюсу относительной недоступности. Личный состав поезда на этом этапе включал 18 человек. (…) Местами тягачи увязали в глубоком снегу. Приходилось передвигаться челночно сцепом по два тягача на одни сани. Пальцы траков ломались. Гусеницы тягачей приходилось ремонтировать на высоте более 3400 метров над уровнем моря и при 50-градусных морозах. Чтобы выбить поломанный палец из трака при кислородной недостаточности, надо было прилагать огромные физические усилия. Иногда казалось, что поставленная задача невыполнима. Однако мы упорствовали и настойчиво продвигались вперед. Обнадеживало то, что труднопроходимые участки сменялись более твердым настом и тогда тягачи шли значительно легче»,
- рассказывается в книге «На полюсах Антарктиды».
Как вспоминал Евгений Толстиков, когда экспедиция уже удалилась от станции «Советской» на 100 километров, произошло событие, которое заставило всех ее участников изрядно понервничать:
«Мы остановились на отдых, чтобы пообедать, заняться ремонтом тягачей и производством очередных научных наблюдений. Водители, как обычно, стали выбивать кувалдой пальцы траков. И вдруг мы услышали гул Антарктиды. Оглушительный звук, напоминающий звук от удара по пустой деревянной бочке, но в несколько тысяч раз сильнее. Буквально Антарктида гудела. После первого удара мы еще несколько раз ударили кувалдой по гусеницам - результат тот же. Антарктида гудела. Все мы живые люди, конечно, и от таких звуков нам стало не по себе. Очевидно, где-то пустота. Но где? Стали осматривать местность - кругом белая пустыня. Я влез на самый высокий балок. Все тот же снег, ничего более. Тем не менее, я счел, что дальнейшее продвижение без разведки рискованно. Дал указание В. М. Перову вылететь из «Мирного» к нам и разведать рельеф по нашему предстоящему маршруту. Вскоре самолет был над нами. (…) После детальной разведки В. М. Перов сообщил по радио, что кроме снега кругом и по маршруту ничего нет. Конечно, снежные мосты над пропастями с воздуха не заметишь. Я принял решение продолжить движение. К счастью, все обошлось благополучно. Если и были по пути снежные мосты через трещины и пропасти, то они оказались достаточно прочными, чтобы выдержать наш поезд. Кстати, измерения толщины льда и снега показали, что в это время мы находились над подледной горой высотой до 3500 метров, толщина снега в этих местах была 500 метров. Это в месте измерения. Очевидно, где-то эта толщина могла быть и меньше. Возможно, в районе нашего маршрута были и подснежные пустоты, которые и определили этот странный гул».
14 декабря 1958 года участники экспедиции наконец-то достигли Полюса относительной недоступности: его координаты - 82°06' ю. ш., 54°58' в. д.
«В первый же день установили радиомачту, жилой балок и оборудовали постоянную радиостанцию. Разбили метеоплощадку, приступили к наблюдениям. Была пробурена скважина глубиной 60 метров. Вблизи станции подобрали место для взлетной полосы и в течение двух суток во главе с механиком-водителем Л. Д. Дониным укатывали снег для посадки самолета Ли-2 на лыжах. Вскоре на мачте взвился флаг нашей Родины, а на жилом балке, на высоком постаменте был установлен бюст Ленина, взор которого был обращен к Москве»,
- сообщает Евгений Толстиков.
Памятник Ленину в Антарктиде.
18 декабря из «Мирного» прилетел и сел на Полюсе недоступности самолет Ли-2 (пилот Н. А. Школьников). Этот самолет доставил различный груз, и самое главное - пальцы для тягачей, которые постоянно ломались.
21 декабря 1958 года, после проведения необходимых исследований, была проведена консервация станции. Полярники оставили там запас продовольствия на 4-5 месяцев для четырех человек и записку с просьбой, если в том будет необходимость, пользоваться продуктами.
Когда в 1965 году на «Полюсе недоступности» побывала американская экспедиция, они застали станцию в состоянии полной «боевой» готовности. В 2007 году до «Полюса недоступности» добрались британцы, использовавшие тягу воздушных змеев. К этому времени все постройки станции уже полностью занесло снегом, но над ледяной пустыней по-прежнему гордо возвышался бюст Ленина, смотрящего куда-то в светлую даль…