Роман, написанный в застенках

Dec 04, 2022 16:39


4 декабря 1862 года, находясь в заключении в Алексеевском равелине Петропавловской крепости, Николай Чернышевский начал писать роман «Что делать?», который «перепахал» Россию.



Н.Г. Чернышевский



Как сообщается в книге Павла Щеголева «Алексеевский равелин» (серия «Историко-литературный архив», Москва, изд. «Книга», 1989 г.), роман «Что делать?» Чернышевский написал за 4 месяца: начав 4 декабря 1862 года, 4 апреля 1863-го закончил. Как поясняет Павел Щеголев, лично работавший с архивом писателя, чтобы максимально «форсировать» творческий процесс, Чернышевский, начиная с 18 листа рукописи, отказался от обыкновенного шрифта и стал использовать систему скорописи собственного изобретения, которая показалась очень подозрительной тюремщикам. Используя этот новаторский метод работы, Николай Гаврилович за 4 месяца умудрился написать свой роман дважды: один раз начерно сокращенной скорописью и второй раз - набело. Беловая редакция была отослана им в журнал «Современник», редактором которого в то время был Николай Некрасов.

То, что заключенному Чернышевскому было разрешено не только иметь письменные принадлежности и получать необходимые для работы книги, но и отсылать свои работы в печать, объясняется тем, что в этот период Петропавловская крепость использовалась как следственный изолятор (т.е. находившиеся там заключенные были не осужденными, а подследственными).

Николай Чернышевский был арестован у себя на квартире 7 июля 1862 года по обвинению в составлении возмутительного воззвания «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон», которое было расценено как мера, направленная к возмущению народа и ниспровержению существующего порядка. Кроме этого, Чернышевского обвиняли в противозаконных сношениях с лондонским изгнанником Герценом и в участии в его преступных замыслах.

Когда Чернышевский был арестован, он ни одну минуту не сомневался в том, что у правительства не будет никаких улик к изобличению его в государственном преступлении и самое заключение не может быть продолжительным. 5 октября 1862 года, т.е. через 3 месяца после ареста, он писал жене: «Можно только судить по здравому смыслу, что большая половина нашего времени разлуки прошла».

Но правительство не ошиблось в определении удельного веса личности Чернышевского, его опасности как агитатора и публициста и не остановилось ни перед какими мерами и средствами для затягивания дела и фальсификации улик.

«Роман «Что делать?» был написан в первый период заключения, когда было еще сильно оживление, когда не отзвучала еще действительность, от которой Чернышевский, как оказалось, ушел навсегда. В романе своеобразно переплелись два элемента: оправдание эмпирического быта, в котором жил Чернышевский, и построение утопии будущей счастливой жизни, когда не будет ни бедных, ни несчастных, а все будут вольны и счастливы. Чернышевский начал с глубоко субъективных переживаний и кончил объективным построением высочайшего порядка. И подругу своей жизни (жену Ольгу Сократовну - С.И.) он вознес на недосягаемую высоту: в действительности она такой не была и уж, во всяком случае, была чужда тому идеалистическому обоснованию отношений мужа и жены, которое воздвиг Чернышевский. Работая над романом, Чернышевский думал о новых людях, которые поступают по-новому, дают новое разрешение вопросам быта и человеческих отношений - они все позитивисты, материалисты, разумные эгоисты»,

- пишет Павел Щеголев.

Как рассказывается в воспоминаниях Авдотьи Панаевой, выйдя из застенков Петропавловской крепости в апреле 1863 года, беловая рукопись романа едва не была утрачена из-за роковой случайности:

«Некрасов (главред «Современника» - С.И.) сам повез рукопись в типографию Вульфа, находившуюся неподалёку, - на Литейном около Невского. Не прошло четверти часа, как Некрасов вернулся и, войдя ко мне в комнату, поразил меня потерянным выражением своего лица:

- Со мной случилось большое несчастье, - сказал он взволнованным голосом, - я обронил рукопись! (…) И черт понес меня сегодня выехать в дрожках, а не в карете! И сколько лет прежде я на ваньках возил массу рукописей в разные типографии и никогда листочка не терял, а тут близехонько и не мог довезти толстую рукопись!

Некрасов не мог дать себе отчет, в какой момент рукопись упала с его колен:

- Задумался, смотрю: рукописи нет; я велел кучеру повернуть назад, но на мостовой ее уже не было, точно она провалилась сквозь землю… Что теперь мне делать?

Я поторопила Некрасова написать объявление в газеты и назначить хорошее вознаграждение за ее доставку. (…) На другое утро объявление было напечатано в «Полицейских Ведомостях», и Некрасов страшно волновался, что никто не явится с рукописью в редакцию».

(цитируется по кн.: Авдотья Панаева. «Воспоминания». Изд. «Захаров», Москва, 2002 г.).

Однако в тот же день рукопись принес мелкий чиновник, который рассказал, что поднял ее на мостовой, переходя Литейную улицу у Мариинской больницы. Обрадованный Некрасов удвоил сумму вознаграждения: вместо обещанных в объявлении 50 рублей, выдал бедному чиновнику еще 50.

Как сообщает Авдотья Панаева, после публикации «роман Чернышевского имел огромный успех в публике, а в литературе поднял бесконечную полемику и споры». Особенным успехом это произведение пользовалось у молодежи и, как отмечали многие современники, оказало мощное влияние на склад революционного мировоззрения эпохи.

Николай Некрасов, пропажа рукописи, Николай Чернышевский, Литература, роман "Что делать?", Авдотья Панаева

Previous post Next post
Up